Дополнительное образование и воспитание №9 2013

obl_09_2013Вопросы теории
Естественные образовательные траектории в ДОД
Предлагаемая статья – попытка сформулировать ряд гипотез, раскрывающих механизмы дополнительного образования на основе небольшого пилотажного исследования, проведенного в феврале — марте 2013 года. При отборе участников опроса авторы исходили из предположения о том, что среди студентов вузов имеется значительное число выпускников учреждений дополнительного образования детей, в социально-профессиональном самоопределении которых дополнительные образовательные программы сыграли важную роль.

Б.В. Куприянов, Л.А. Петерсон
Заочная школа методиста
Формы проведения занятий в учреждениях ДОД
Педагоги постоянно ищут новые формы «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех обучающихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения материала. Занятия в учреждениях дополнительного образования детей могут проводиться в традиционной и нетрадиционной формах.

Н.П. Хромова

Методические рекомендации по написанию благодарственных писем
Данные рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования и содержат информацию об организации такой формы взаимодействия с родителями и учащимися, как благодарственные письма. Рекомендации содержат описание структуры благодарственных писем, примеры текстов, примеры шаблонов, что, безусловно, поможет сэкономить время педагога при использовании этой формы взаимодействия с родителями. Также при написании рекомендаций учтены особенности учебного заведения.

И.А. Белокопытова
Педагогический опыт
Единый подход в реализации образовательных программ
Студия музыкального развития « Радуга» Центра развития творчества детей и юношества «Аминьево» г Москвы — это совокупность предметов, программ, благодаря которым дети могут познакомиться с музыкой. Будь-то пение, игра на музыкальных инструментах, освоение теории музыки – все способствует развитию музыкальных данных ребенка, его способностей, интереса к музыке, последующему становлению и воспитанию разносторонне образованной личности.

Т.Т. Халимдарова, П.П. Рыбакова

Оркестр русских народных инструментов
Методика проведения занятий с детьми в оркестре русских народных инструментов Дома творчества детей и юношества г. Кондопоги Республики Карелия имеет принципиальное отличие от методики обучения в музыкальной школе и заслуживает, на взгляд авторов статьи, особого внимания специалистов, работающих в данной области.

И.А. Пепоева, Т.А. Батагова

Объединение «Юные друзья права»
Объединение «Юные друзья права» работает при государственном образовательном учреждении дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества» на базе МБОУ СОШ № 6 имени К.Д. Ушинского. В объединении занимаются дети в возрасте от 8 до10 лет.

Е.А. Орденарцева

Летние полевые практикумы – период творчества и открытий
Летние полевые практикумы в конце учебного года, в период летних каникул — это творческий образовательный процесс вне стен образовательного учреждения, призванный совершенствовать знания в области биологии, экологии, краеведения, расширять научный кругозор, приобретать умения и навыки творческой, научно-исследовательской и опытнической деятельности. Программы полевых практикумов в МОУ ДОД ЭБЦ г. Комсомольска-на-Амуре реализуются по всем направлениям деятельности: эколого-биологической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, художественно-эстетической и охватывает более 60% всех обучающихся, а обучается в МОУ ДОД ЭБЦ около 1500 школьников города.

А.Н. Чайка

Структура познавательно-исследовательской деятельности в изучении краеведения
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. В поисково-исследовательской деятельности по изучению краеведения принимают участие и взрослые (учителя, родители, местные жители), и дети. Такого рода деятельность обеспечивает движение вперед не по пути запоминания все больших объемов информации. Акцент переносится с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых знаний и идей. Кроме этого для краеведческой работы характерно то, что в нее вовлекаются не только одаренные дети, интересующиеся учением. Краеведением с удовольствием занимаются и дети, имеющие низкие способности. Их интерес вызывают нетрадиционные способы постижения знаний, а также духовное родство получаемых знаний, которые содержат информацию об известных ребятам природных объектах, родной деревне, знакомых людях и родственниках.

Н.В. Гусева

Патриотическое воспитание в объединении экологической направленности
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к патриотическому поведению. Значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения можно отвести экологическим объединениям. Экологическое воспитание в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодежи.

Т.А. Торощина
Педагогическая практика
Этические игры для младших школьников
Игровая деятельность является универсальным средством для накопления и формирования опыта поведения, нравственных и социальных устремлений ребенка. В статье приводятся некоторые примеры этических игр, которые можно проводить на любых занятиях в форме этических пятиминуток.

Э.Н. Кривчикова

Загадки – ступенька к познанию языковой грамотности
В настоящее время всё большее внимание уделяется использованию игры в обучении и воспитании младших школьников. Игровая деятельность является продуктивной деятельностью, способствующей развитию разных сфер личности ребенка. И в этом безусловна ее педагогическая польза. Создание игровых ситуаций способствует активизации процесса обучении и воспитания. Такие ситуации создаются в работе с детьми-сиротами Санаторного детского дома №17 г. Москвы при подготовке домашнего задания путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, развивающих познавательную активность детей, их творческое воображение, образное мышление.

Е.М. Богомол

Трудовое обучение детей с особенностями в развитии
Дети всегда остаются детьми, и конечно, важно, чтобы им было интересно делать то, что мы им предлагаем, поэтому выбирайте для выполнения яркие, простые, но эффектные изделия. Время и силы, потраченные на разработку занятия, поиск и придумывание задания возвращаются радостными лицами воспитанников, у которых всё начинает получаться в этой жизни, несмотря на их особенности.

Е.М. Шерман
Внеклассное занятие
Что такое хорошо и что такое плохо?
Целью проведения данного занятия педагог ставит формирование у учащихся представления о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, а также хочет помочь детям задуматься о том, что хорошо и что плохо для человека.

Л.В. Гумерова

История русского народного костюма и его современная интерпретация
Народный костюм – яркий самобытный элемент материальной культуры, сохранивший в себе характерные традиционные элементы покроя и орнамента. На занятии дается представление о составе и покрое женского и мужского народного костюма, а также о современной стилизации народного костюма, формируется творческое отношение к делу, развивается художественное восприятие образа и его воплощение.

Э.В. Суржик

Традиционная обрядовая кукла
На занятии происходит пробуждение познавательного интереса к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны, воспитывается любовь и уважение к культуре народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте.

Т.А. Свистунова
Сценарии, игры
Игра КВН «Я б в пожарные пошел…»
Сценарий выступления школьной команды КВН на тему пожарной безопасности.

М.А. Сивцов
Юбилеи
Сердца детей здесь светом наполняют…
Педагогические будни трудны и подчас однообразны. Тем дороже праздники на этом подвижническом пути. Таким праздником для педагогического коллектива Дома детского творчества станицы Староминской Краснодарского края станет в сентябре этого года 55-летний юбилей, к которому готовятся и педагоги, и воспитанники. К юбилею все подходят с полной уверенностью, что и станичное учреждение дополнительного образования может жить насыщенно, интересно, идти в ногу со временем. Ибо здесь работают увлечённые своим делом профессионалы, люди образованные, с глубокими национальными корнями и культурой.

Е.А. Букурова