Дополнительное образование и воспитание №8 2013

Нормативные документы
О наименовании образовательных учреждений
Министерство образования и науки Российской Федерации в связи с участившимися вопросами по переименованию образовательных учреждений в связи с вступлением в силу c 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) информирует. Согласно части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.

Вопросы теории
Использование семантического анализа средств художественной выразительности
Один из важных моментов обучения в классе фортепиано, как метко выразился П.И. Чайковский, – это «проникать и уяснять скрытую мысль автора, что, собственно, и есть содержание музыки, смысл ее». Чтобы понять этот многогранный и сложный процесс раскрытия тайн великих композиторов, вложивших свои мысли и чувства в знаковую форму, а на основании нотных знаков почувствовать живое и реальное событие, обратимся к особенностям художественного языка.

О.В. Голощапова
Заочная школа методиста
Возможности самореализации личности учащихся в процессе творческой познавательной деятельности
Одной из главных задач педагогической теории и практики является обеспечение условий качественной подготовки выпускников школы к жизни в обществе. Одно из важных направлений в развитии современной педагогики тесно связано с необходимостью формирования у школьников активной жизненной позиции, таких качеств личности, которые позволяют комфортно существовать в быстро меняющемся мире, ориентироваться в постоянно растущем информационном потоке. В центре внимания находится личность ученика, его индивидуальность, осуществление возможностей самовыражения и саморазвития, проявления творчества.

Н.Г. Дмитрук, В.А. Низовцев
Педагогический опыт
Программно-методические материалы в деятельности музеев ОУ
Сегодня, чуть ли не ежедневно, где-нибудь в мире открывается новый музей. Реставрируются, извлекаются из запасников и хранилищ ценнейшие экспонаты и материалы, оформляются уникальные экспозиции, музеи проводят самые невероятные акции и мероприятия. Одновременно усиливается интерес к краеведению, особое значение в образовании приобретает национально — региональный компонент. В этой связи не случайно открываются музейные комплексы и экспозиции в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

И.В. Кибирева

Роль экскурсии в развитии личности ребенка
История не сохранила воспоминаний о том, когда и кем была проведена самая первая экскурсия вообще, но мы точно знаем, что в качестве учебного метода экскурсии стали внедряться в образовательный процесс педагогами Западной Европы и России в конце XVIII — начале XIX вв. Само название этого интереснейшего способа обучения происходит от латинского «экскурсио». В русском языке оно первоначально означало «выбегание, военный набег». (Кстати, может быть, поэтому некоторые группы экскурсантов действительно напоминают отряды захватчиков?).

Н.С. Прищепёнок

Успехи учеников – победа учителя
Педагоги и методисты Дома детского творчества г. Минеральные Воды могут заявить о множестве педагогических наработок, находок и достижений в разных видах деятельности. Но авторы данной статьи обращают внимание на одно важное направлении работы, а именно — на деятельность обучающихся в области научно-исследовательской направленности Малой академии наук.

Н.В. Цехоня, Н.А. Чендолеева

Природа – туризм – общество
В статье рассмотрен опыт педагогов Станции юных туристов городского округа Стрежевой Томской области. Одной из основных целей «туристской школы» стало формирование у детей правильного восприятия роли и места человека в системе «Природа – Туризм – Общество», воспитание чувства причастности и ответственности за сохранение животного и растительного мира, обучение их правилам и нормам поведения в обществе, привитии навыков общественной безопасности и элементов правовой культуры.

В.П. Замараева

Развитие экологической культуры обучающихся
Инновационный поиск новых форм привел администрацию и педагогов дополнительного образования Детского эколого-биологического центра г. Старый Оскол Белгородской области к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребность, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельные, групповые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям, с нашей точки зрения, является метод проектов.

А.В. Лысых, В.В. Степанова, Н.А. Менякина
Педагогическая практика
Проект «Юный мэр»
Проект «Юный мэр» реализуется МБОУ ДОД «ЦДОД «Одаренность» с октября 1999 года. Автор и руководитель проекта – начальник отдела Кобран Ирина Николаевна. В его организации и проведении самое непосредственное участие принимают сразу два департамента администрации Старооскольского городского округа: департамент по организационно-аналитической и кадровой политике и департамент по социальному развитию.

И.Н. Кобран
Педагогическая гостиная
Растим патриотов
В Центре внешкольной работы «Патриот» пос. Сосновское Нижегородской области действует четыре военно-патриотических клуба «Будущий воин», «Патриот», «Защитник», «Исток», целью работы которых является совершенствование системы патриотического воспитания, развитие в районе социальной активности, гражданской ответственности. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к военной службе. Регулярно организуются экскурсии в Саваслейскую и Шумиловскую войсковые части, Учебно-методический центр ГО и ЧС Нижегородской области, в областной стрелковый клуб РОСТО (ДОСААФ), с которыми подписаны договоры о сотрудничестве.

Г.И. Крошилина

Инновации в системе ДОД: опыт, проблемы, поиски
Особенность современной системы дополнительного образования детей заключается в том, что она охватывает широкий спектр структур и организационных форм: это и учреждения дополнительного образования детей (УДОД), и дополнительное образование детей в школе, дошкольных учреждениях, начальном профессиональном образовании. Получается, что с одной стороны, дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами, а с другой стороны, оно должно подчиняться всем государственным требованиям, предъявляемым к системам дошкольного, общего школьного, начального профессионального образования, поскольку оно дополняет все другие типы образования

Г.А. Васильева, О.В. Волкова, Н.И. Сметанина

Зачем нужен областной эколого-биологический центр?
Основываясь на наблюдениях за образовательным процессом в эколого-биологическом центре, опросе обучающихся, собственном педагогическом опыте, автор анализирует миссию регионального эколого-биологического центра, выделяет общественные запросы, на которые потенциально может отвечать эколого-биологический центр, проблемы на пути удовлетворения этих запросов и перспективы развития центра.

В.В. Алексанов

Песня матери – главная песня в мире
Исполняя традиционную народную колыбельную песню со всей искренностью и душевной материнской теплотой, мать дает первые уроки развития речи, мысли, эмоционального настроя. Колыбельная рассчитана на свойства памяти младенца, который еще не может прочно запоминать словесную информацию. Привыкая к повторяющимся интонациям песни, ребенок начинает делать различие между отдельными словами, что помогает ему лучше и быстрее овладевать речью, делать для себя понятным ее содержание.

Е.В. Комаровская
Внеклассное занятие
В гостях у Евгения Крылатова
Музыкально-тематический вечер, посвященный творчеству Евгения Крылатова

И.В. Шмидт

Влияние диалекта на звучание брянской певческой традиции
На занятии используется музыкально-песенный, обрядовый материал, собранный в этнофольклорных экспедициях детской фольклорной школы «Калинушка» (ДФШ «Калинушка») в селе Лопазна Суражского района и селе Орминка Выгоничского района Брянской области и обработанный педагогами и воспитанниками. Тексты песен, которые звучат на занятии, даны в традиционном народном диалекте районов Брянской области.

М.Е. Кровопускова

В гости к солнышку
Самая эффективная форма развития и социализации личности ребенка – игровая деятельность, которая является важным составляющим элементом воспитательной среды учреждения. Игра несет в себе элементы социально-психологического тренинга, активизирует воображение, творческие способности, побуждает моделировать новые ситуации. Вся игровая программа «В гости к солнышку» связана с образом Солнца – символом группы раннего развития «Солнышко». Территориально программа проводится или в круге нарисованного Солнца, или вокруг заранее приготовленного изображения Солнца.

А.М. Мусина, Е.А. Привалова
Сценарии, игры
Экологическая сказка
Сценарий экологической сказки, повествующий о бережном отношении к окружающей природе.

О.Е. Томских
Юбилеи
Двадцать лет в океане образования
Дом детского творчества «Юность», который работает в Выборгском районе Санкт-Петербурга, отмечает 20-летие.

Коллектив ДДТ «Юность»