Дополнительное образование и воспитание №5 2014

DOV_05_2014Нормативные документы
Приказ Министра образования и науки РФ от 15 января 2014 г. N 14 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Вопросы теории
Воронова Е.С. Полихудожественное развитие: педагогика XXI века
Каждый ребенок изначально полихудожественен: он поет, рисует, читает, запоминает, сочиняет сказки и стихи, танцует, играет на музыкальных инструментах, смотрит кино, выступает в инсценировках. Все это требует нового подхода в обучении, принципы которого определил доктор педагогических наук Б.П. Юсов: в основе лежит понятие полихудожественного развития. Все искусства выступают как явления жизни в целом. Каждый ребенок может успешно продвигаться в обучении общего образования и в каждом из видов художественной деятельности и творчества.

Заочная школа методиста
Г.А. Васильева «Образовательный форсайт» и формирование экономической культуры старшеклассников
В последние годы проблема формирования экономической культуры школьников активно обсуждается в научной литературе, на страницах газет и журналов, в материалах научно-практических конференций, накоплен потенциал диссертационных исследований. Можно отметить сложившиеся к настоящему времени приоритетные направления исследования. Вместе с тем, еще недостаточно уделено внимая изучению сложной многофакторной природы этого явления. Не использован в должной степени системный подход для выработки модели формирования экономической культуры, выявления и определения основных компонентов.
Е.А. Привалова Комплект приемов активизации учебной деятельности
Миссия педагога дополнительного образования — создавать гармонию в мире детей, дарить энергетический импульс, формировать ценностно-смысловые установки, помочь в осознании и принятии вечных ценностей, того, что незыблемо. Чтобы «светить везде, светить всегда», показывать точку опоры, педагог дополнительного образования должен обладать предметной компетентностью, психолого-педагогической компетентностью, общекультурной компетентностью. Не менее значима позитивная волна, энергетическое эмоциональное поле педагога дополнительного образования. Огромное значение в решении этих задач имеет деятельность методиста, методической службы образовательного учреждения.

Педагогический опыт
С.В. Корсун Формирование оркестрового музыканта
Игра в оркестре требует от музыкантов овладения различными исполнительскими навыками, которые составляют целый комплекс сложноорганизованных и целенаправленных действий. Ведущая роль в формировании навыков оркестровой игры у музыкантов оркестра отводится дирижеру. От правильного и умелого планирования работы с начинающими оркестрантами во многом зависит рост не только каждого музыканта в отдельности, но и всего коллектива в целом.
М.Е. Гейн Реализация проектного подхода к обучению
С 2010 года на Станции Юных Техников №1 г. Красноярска реализуется программа «Основы моделирования и анимации». Целью программы является создание условий для творческой активности детей, расширения возможностей их творческой самореализации путем создания анимационных роликов. В основу разработки содержания программы положен проектный подход, так как проектирование является универсальным видом деятельности. Обучаясь по программе, дети вовлекаются в серию проектов. Конечным продуктом проектной деятельности является анимационный ролик. Реализуя свой проект, дети подспудно овладевают навыками проектной деятельности от замысла до конечного продукта.
О.Ю. Чернов Неотъемлемая составляющая воспитания
Итогом обучения воспитанников в спортивно-техническом клубе «Радиомир» ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Серафимовичский детский дом» Волгоградской области является торжественное вручение им «Зачётных квалификационных книжек спортсмена» и «Удостоверений о получении профессии монтажника радиоаппаратуры и приборов с присвоением 2-го квалификационного разряда». В ходе обучения в радиоклубе решается целый комплекс задач учебно-воспитательного и прикладного характера.

Педагогическая практика
Е.Я. Алексеева Предупреждение дисграфии у детей 5-7 лет при подготовке к обучению в школе
Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Оно является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой. Коррекция нарушения письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся. Поэтому желательно как можно раньше выявить дисграфию у детей для успешного исправления у них письменной речи.

Педагогическая гостиная
М.И. Макарова Наставник чемпионов
Знаете ли вы секрет успеха? Он прост: нельзя успокаиваться, останавливаться на достигнутом. Когда говоришь о Краснове Олеге Львовиче, — директоре Центра детско-юношеского технического творчества «Юность» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, — первое, что хочется сказать: этот человек не знает покоя. Иногда просто задумываешься, а как он успевает это все делать? Помимо руководства Центром творчества «Юность», он депутат Сергиево-Посадского районного Совета депутатов, заслуженный тренер РФ, судья Международной категории, почетный работник общего образования, Президент Федерации ракетомодельного спорта, член редакционного Совета образовательного научно-популярного журнала «Дети, техника, творчество».
Е.В. Вершинина Организация профильных лагерей старшеклассников в центре «Доверие»
Центр «Доверие» — это многопрофильное творческое объединение Дома детского творчества «Вдохновение», целью работы которого является оказание педагогической поддержки подросткам в самоопределении, самореализации, самоорганизации. Направленности деятельности центра – социально-педагогическая, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная. Воспитанники центра в возрасте от 7 до 18 лет занимаются в 6 творческих объединениях центра: брейк — данс, студия клубных танцев, театр моды «Визит», настольный теннис, клуб общения, музыкальная студия игры на гитаре «Созвучие». Всего в центре занимается около 500 детей, большинство из которых мальчишки.
М.А. Хадзарагова-Токова Умное поколение – ориентир XXI века
Автор размышляет об образовательном пространстве Республиканского дворца детского творчества г. Владикавказа, позволяющем проявить детям свои способности в научно-исследовательской работе…
Обучающиеся Дворца заявили о себе как очень талантливые и успешные в рамках конкурсов, соревнований, фестивалей различного уровня: международные конкурсы детского творчества: «Сказки Красивого Сердца», «Детство без границ», «Алмазные грани», «Окно в Европу»… Но (пусть это утверждение прозвучит несколько крамольно) талант сам по себе почти ничего не значит. Нужен мудрый, доброжелательный и опытный наставник.

Внеклассное занятие
М.Р. Гайсина, Э.И. Ильясова Птицы родного края
Педагоги из Детского эколого-биологического центра «Белая река» г. Уфы, проводя данное занятие, ставили задачи: привлечение внимания детей к изучению орнитофауны родного края; воспитание осознанного бережного отношения к природе у детей и подростков; развитие у них творческой и практической деятельности.

Сценарии, игры
Л.Н. Ладонова Папа, мама, я – спортивная семья
Массовость спорта — залог трудовых побед семьи, хорошего настроения и отличного здоровья. Заниматься физкультурой полезно, веселой физкультурой вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час, а веселым — на два! И не важно, кто станет победителем в этих шуточных соревнованиях, главное, чтобы все почувствовали атмосферу праздника, атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания.
О.Д. Болтенкова, Г.Н. Шатохина Радуга талантов
Данное мероприятие посвящено юбилею учреждения дополнительного образования детей и подведению итогов работы объединений за учебный год. Целью его стали популяризация дополнительного образования, развитие кружковых объединений различной направленности в образовательных учреждениях.

Юбилеи
О.Н. Тунгусова, Н.М. Шишкина 20 лет туристско-спортивному клубу «Каскад»
В феврале 2014 года исполнилось 20 лет со дня основания туристско-спортивного клуба «Каскад», который осуществляет свою деятельность на базе муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Центр детского творчества».
Т.Д. Филатова 70-летний юбилей творчества!
Свою историю областное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей и молодёжи» отсчитывает с 1944 года. Меняя название, от Дома культуры трудовых резервов, Дома культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений, Дворца культуры учащейся молодежи, Дворца творчества детей и молодежи и до современного наименования, ЦЭВДиМ прошёл большой путь длиною в 70 лет.