Усадьба Грибоедовых Хмелита

Усадьба Хмелита, расположенная почти на полпути от Москвы до Смоленска — (260 км от столицы и 200 км до Смоленска) — одно из самых романтичных и одухотворенных мест Смоленской земли. Находящаяся недалеко от старинной Вязьмы, Хмелита хранит прежде всего память об Александре Сергеевиче Грибоедове – одном из самых выдающихся деятелей первой трети XIX в. Литератор и драматург – автор хрестоматийного «Горя от ума». Музыкант – любой, кто владеет азами музыкального образования знает нежнейшие Грибоедовские вальсы. А еще государственный деятель, блестящий дипломат и ученый.

усадьба

Род Грибоедовых польско-литовского происхождения восходит к древнему шляхетскому роду Гржибовских. Предок Грибоедовых – Ян Гржибовский приехал в Россию в XVI в. и стал основателем довольно обширного российского рода дворян Грибоедовых, к одной из ветвей которого и принадлежал Александр Грибоедов.

Хмелита стала родовым имением Грибоедовых с 1680 г. И с момента появления здесь первых Грибоедовых, Хмелита и ее окрестности стали называться в народе «грибоедовщиной».

Усадьба расположена в центре одноименного села, известного с 1614 г. Село получило свое название от речки Хмелитки, по берегам которой были заросли хмеля.

С 1747 г. усадьбой владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Фёдор Алексеевич Грибоедов, дед драматурга. Именно он создал тот незабываемый элегантный и богатый облик усадьбы, который мы имеем счастье наблюдать и сейчас. В 1753 г. началось строительство в камне главного усадебного дома. Главный дом усадьбы был построен в редком для провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко.

Неизвестный архитектор, создал дворцово-парковый ансамбль, состоявший согласно Плану Генерального межевания 1778 г. из «господского каменного дома о двух этажах с четырьмя флигелями, регулярного парка с глухими и открытыми аллеями, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными статуями», а еще пейзажного парка и разных хозяйственных служб.

памятник

В 1759 – 1767 гг. усадебный ансамбль был дополнен каменной церковью Казанской иконы Божией Матери с трехъярусной колокольней, трапезной и двумя приделами: Никольским и Иоанно-Предтеченским.

Такой нарядной и богатой в 1780 г. усадьбу наследовал Алексей Фёдорович Грибоедов, родной брат матери Грибоедова — Анастасии Фёдоровны. Именно с матерью и сестрой Марией Сергеевной будущий автор «Горя от ума» в 1790-е – 1810-е гг. часто бывал и подолгу жил в усадьбе. В доме своего дяди Саша Грибоедов проводил почти каждое лето. И, вероятно, Хмелита стала самым нежным и прекрасным воспоминаем детства поэта.

В Хмелите молодой Грибоедов вместе с сестрой Марией и кузинами Елизаветой и Софьей совершенствовал с гувернерами иностранные языки – уже в юности он знал французский и немецкий, английский и итальянский языки. А еще брал уроки музыки, занимался рисованием и верховой ездой. Друг детства Александра Грибоедова В. Лыкошин, называвший Хмелиту «любимым родственным домом», рассказывал о ранней поэтической одаренности Грибоедова, о его таланте рассказчика и остроумии.

Прекрасная усадьба, с высоким уровнем культуры и быта, великолепная природа окрестностей, жизнь и быт смоленского дворянства, привнесли в жизнь будущего гения незабываемые впечатления… Возможно, хмелитские впечатления отразились в творчестве Грибоедова. Возможно, из многочисленных смоленских знакомств родились незабываемые образы Фамусова и Чацкого, Молчалина и Скалозуба, Репетилова и Загорецкого.

Вероятно, не без оснований современники считали прототипом Фамусова дядюшку Грибоедова Алексея Фёдоровича, хозяина Хмелиты.

кабинет

«Хмелита была роскошнее, уютнее, аристократичнее других усадеб, настоящее средоточие избранного общества. Красивейшая Хмелита с ее высоким уровнем культуры оказала огромное влияние на формирование и становление личности великого драматурга и выдающегося государственного деятеля А.С. Грибоедова.»

В своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль середины XVIII в., в стиле елизаветинского барокко, до наших дней не сохранился. Во второй половине XIX в. усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. В 1894 г. Хмелиту приобрел граф П. А. Гейден. Он не только отреставрировал старинный дворец, но и перевез собрание из 130 первоклассных картин своего тестя князя Дондукова-Корсакова, среди которых — живописные полотна Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, Коро.

После октябрьского переворота художественное собрание было национализировано и вывезено, а дворцово-парковый ансамбль начал планомерно уничтожаться: «Разобрали два флигеля, до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основания два других храма, уничтожили часть построек хозяйственного назначения».

Разрушения Великой Отечественной войны довершались пожаром 1954 г., после которого усадебный дом «стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах», а местные крестьяне разбирали его на кирпич.

И, казалось бы, судьба усадьбы — навсегда исчезнуть, если бы не инициатива и упорные труды выдающегося архитектора П.Д. Барановского и его учеников В.Е. Кулакова и М. М. Ермолаева. Именно по их проекту началась в 1968 г. реставрация, благодаря которой уникальный памятник истории, культуры и архитектуры возродился для новой жизни. В. Е. Кулаков и М. М. Ермолаев провели комплексную реставрацию памятника в предполагаемых изначальных формах XVIII в. В 1990 г. Постановлением Совета Министров РСФСР был образован Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова «Хмелита» «в целях сохранения памятников истории и культуры, уникального природного ландшафта и памятных мест, связанных с именем великого русского писателя А. С. Грибоедова».

Основатель музея В.Е. Кулаков в течение 30 лет был директором музея-заповедника в «Хмелите».

Сейчас Хмелита является Центром заповедника, в который входят мемориальные и историко-архитектурные памятники: места, связанные с пребыванием великого драматурга: Григорьевское, Богородицкое, Никольское (Никольский сад); сельцо Городок, где располагалась усадьба Нахимовых, и где родился великий флотоводец.

В Хмелитском заповеднике многочисленные сокровища – археологические (городища и селища, курганные могильники) и природные – Семёновские и Трасливские болота, сохраняющие экологический баланс в бассейне Волги и Днепра. Сейчас территория музея-заповедника «Хмелита» отнесена к особо охраняемым природным территориям.

Большая духовная насыщенность пространства, концентрация выдающихся имен и судеб, историко-архитектурное и мемориальное значение памятников музея-заповедника делают его уникальным явлением в истории русской культуры.

Светлана Кузнецова