Стоит над рекой Мокша на дороге из Краснослободска в Ковылкино старинное село Троицк. Какие поселения были на этом месте с домонгольских времён и до XVI в. мы не знаем. Вряд ли это прекрасное и удобное для обороны место не приметили в свое время мордовские князья и татарские мурзы. Но сейчас подобную информацию мы можем выяснить только из результатов раскопок и исследований археологов, когда они их начнут в этом крае.
После казанских походов Ивана Грозного и присоединения мордовских земель к Русскому царству, территории южнее темниковской засечной черты стали осваиваться и заселяться русскими переселенцами.
Троицкий Острог, основан в конце XVI или в начале XVII вв. как село, принадлежавшее семье бояр, а затем царей Романовых. Однако есть и другая версия возникновения этого населенного пункта. Как указывается в «Топографическом описании Пензенского наместничества», сохранилось предание, что по повелению старицы инокини Марфы Ивановны, жены патриарха Филарета Романова, матери Михаила Федоровича, первого царя из династии Романовых, построено было дворцовое село Троицкое, которое состояло под управлением Темниковской воеводской канцелярии. Но так как село подвергалось набегам кубанцев, то оно «было учреждено городом под названием Троицкого острога и построена крепость». В «Экономических примечаниях» к планам Генерального межевания Троицкого уезда сохранилось ее краткое описание: «Старинная крепость, обведённая с трёх сторон земляным валом и рвом, а с четвёртой защищаемая рекою Мокшею, внутри же коей небольшой четвероугольный земляной замок. В замке соборная церковь Живоначальной троицы с приделами знамения Пресвятыя богородицы и Рождества, предтечи Иоана». По тому же преданию, для этой церкви инокиней Марфой Ивановной пожалованы были святые иконы «и другие церковные утвари», которые сгорели во время пожара 1746 г.
Особое расположение царственной инокини подчеркивает и другой дар острогу. В писцовых книгах Марки Бурцова за 1675-1678 гг. при описании вестового колокола Троицкого острога сказано: «Пожаловала тот колокол, прислала в Троицкой острог блаженные памяти великия государыня инока старица Марфа Ивановна во 1623 году». Колокол был отлит и прислан уже существовавшему городу, это еще одно доказательство того, что Троицкий острог мог возникнуть в последнем десятилетии XVI – первом десятилетии XVII в.
В XVII в. Троицкий острог входил в состав Темниковского уезда. В отличие от Темникова и Алатыря, возникших как военные крепости, города-крепости Наровчатов, Краснослободск и Троицк становятся центрами «государевых вотчин». Возможно, эти владения были куплены или отвоеваны у татарских и мордовских князей. Источники донесли до нас отрывочные сведения о начале этого процесса.
Острог – наиболее распространенный и простейший тип крепостных укреплений. Стены такой крепости представляли собой частокол, как правило, из дубовых бревен, заостренных кверху. Троицкий острог «ставлен на дубовое бревенья на сваях», – говорится в документах XVII в. Это описание конструкции стен подойдет, пожалуй, для любого острога, различными будут лишь их высота и протяженность. В Троицком остроге было 6 башен (четырехугольные, высота 3-5 сажен (от 6,5 м до 10 м), периметр стен 173 сажени (374 м или 93 м одна сторона крепостной стены). Простота и логичность конструкции стоячего острога объясняют его распространенность в XVII в. Некоторый проигрыш в прочности конструкции крепостной стены по сравнению с рубленой вполне компенсировался значительной экономией материалов, меньшим количеством врубок, а в связи с этим и значительным сокращением сроков строительства. Особой же прочности для крепостных стен Симбирской сторожевой черты и оставшихся в тылу укреплений не требовалось: предполагаемый противник – крымские и ногайские татары – не имели тяжелого вооружения, артиллерии и вообще они предпочитали города не осаждать и приступом не брать.
Деревянные крепости сами по себе были мощными оборонительными сооружениями. Однако согласно царским наказам и грамотам, градостроителям вменялось в обязанность не только острог ставить, но и «рвы покопать, и надолбы поделать и всякими крепостьми укрепить».
Н.П. Крадиным в московском архиве был найден интереснейший чертеж – план-смета Троицкого острога, который состоит из двух частей: вверху изображен план крепости, показаны размеры и конструктивное устройство стен, башен, расположение канцелярии, тюремной избы, сторожки, воеводских хором и съезжей избы; внизу в таблице представлен ассортимент бревен, необходимых для сооружения различных построек, их количество, цена и полная стоимость заготовок. Так, по-видимому, и выглядели сметы на строительство крепостей в XVII в.
Силуэт деревянного города XVI- XVII вв. определялся, главным образом, его стенами, башнями, культовыми постройками и ландшафтным окружением, с которым он был, как правило, органично связан. Причем, город как поселение и как крепостное сооружение неразделим, а это свидетельствует о первостепенном значении в общей композиции города-крепости его стен и башен.
На протяжении 1653-1685 гг. в Красной Слободе, а также Троицке и Наровчате совершенно отсутствует посад, а следовательно, и посадские дворы, что связанно с их статусом дворцовых городов.
Жители острога – казаки, по данным «Строельной книги города Пензы», были в числе первопоселенцев этого города. В книге записано: «Лета 7174 года (1666) сентября в 13-й день по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великая и малая и белая России самодержца указу и по грамоте из Приказу Большого дворца воевода Елисей Протасьевич Лачинов построил на Пензе у города посад и слободы <…>. По указу великаго государя прислал стольник и воевода Федор Ладыженский из государевых дворцовых сел из Темниковскаго уезду из села Троицкаго острогу белопоместных казаков на Пензу на вечное житье в переведенцы и поверстаны на Пензе в конные». Данное переселение казаков свидетельствует о строительстве новой засечной черты – Пензенской, южнее Наровчатской крепости. Статус Троицка из форпоста в опасных и малоосвоенных землях (фронтир) постепенно меняется на опорный тыловой центр, опираясь на который происходило освоение новых территорий.
Особую группу в остроге составляли лица, подведомственные церковным властям. Это не только черное и приходское белое духовенство, но и зависимые от них люди. Численность белого и черного духовенства в городах мордовского края определялось числом существовавших церквей и монастырей. Поэтому белого духовенства там было немного. Служители соборных церквей и монастырей состояли на руге, получая денежное и хлебное жалование. Троицкого острога в девичий монастырь Живоначальной троицы 10 старцам выдано «по рублю старице, итого 10 рублей, по 11 четвертей с полуосминою ржи и овса.
Еще один разряд людей, обслуживающих государственные службы, составляли воротники и сторожа, жившие во всех городах края. Воротники следили за исправностью механизмов городских ворот и отвечали за своевременное открытие и закрытие последних. В начале 80-х гг. XVII в. в Саранске было 4 воротника, в Темникове – 2, в других крепостях – по 1-2 человека. Денежное жалование им полагалось 2-3 рубля в год.
В августе-сентябре 1670 г. Троицкий острог стал одним из оплотов повстанцев Степана Разина. В сентябре 1670 г. повстанцами были взяты Саранск, Инсар, Темников. В начале декабря 1670 г. перешел в наступление князь Юрий Долгоруков. Он снял осаду с Красной Слободы и направил отряд К. Щербатова к Троицку. После упорных боев за Троицкий острог правительственные войска овладели им и продолжили наступление на Инсар.
Эпоха императора Петра I внесла в жизнь Троицкого острога большие изменения. Так, указом его императорского величества от 18 декабря 1708 г. «Об учреждении губерний и расписании к ним городов» Троицкий острог с уездом был приписан к Азовской губернии, а указом от 20 мая 1719 г. отнесен к Щацкой провинции этой же губернии.
В «Переписной книге 1710 года Троицкого острога с уездом переписи стольника Ивана «Меньшого» Семёновича Беклемишева» переписаны дворы и в них жители острога, среди них «солдатских и казачих 102 двора, в них Матвей Иванов сын Клоков 30 лет, вдовы Аксинья Фёдорова дочь 52 лет, у неё сын Филип 25 лет, Ворлам Михайлов сын Новокрещён 17 лет, взяты «в службу в свейской поход», то есть находились в военной службе, участвовали в войне со Швецией (Северная война 1700-1721 гг.). Другая категория жителей – ясашные крестьяне: «крестьянских дворов 143 двора, в том числе рекрутских солдат 13, вышеописанных крестьянских 130 дворов». Кроме этого, в остроге проживали оброчные бобыли, вдовы, иконописец Никифор Иванов сын Пикторов 67 лет, который «по указу великого государя на Москве в Оружейной полате в кормовых иконописцех у всяких великого государя церковных иконописных дел, а в Троицкий острог съезжает де он к сродичем своим на время».
Согласно переписной книге, в остроге в 1710 г. жили «нищих бездомных 12 дворов да близ церкви в 5 избах людей мужска 40, женска 47, обоих полов 86 человек».
По переписи 1717 г. в податном значатся солдаты и казаки вместе 157 человек.
В XVII– XVIII вв. здесь действовало три монастыря: женские Успенский и Троицкий и мужской Спасо-Преображенский, четыре каменные церкви и четыре деревянные.
Троицк первым из городов мордовского края получил свой герб. Впервые крест как эмблема Троицка появляется на знаменах петровского Троицкого полка, который был создан в 1700 г. и первоначально носил имя своего первого командира – солдатский полк Матвея Фливерка. В 1708 г. полк Фливерка назван Троицким. В «Табели пехотным полкам, которые ныне обретаются в полевой армии», приложенной к указу Петра от 19 февраля 1711 г. «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием расположения их в губерниях», Троицкий полк стоит под №8 среди 47 пехотных полков Русской армии. Полк получил полковое знамя, которое было занесено в 1712 г. в «Знаменный гербовик»: «Полковое знамя белое с вензелем Петра I, ротные: красныя, с изображением в верхнем углу, у древка, золотаго креста под короною». Этот золотой крест под короной и стал гербом города. В 1833 г. Троицкий полк был присоединен к Белозерскому пехотному полку.
Указом Екатерины II от 15 сентября 1780 г. Троицк с уездом был включен в Пензенское наместничество (с 1802 г. – губерния). В «Топографическом описании Пензенского наместничества», составленном в 1784 г., дается краткое описание города. В нем было уже несколько церквей: «Каменная соборная церковь во имя Живоначальной Троицы о семи приделах; приходские деревянные: 1-я во имя Рождества Христова, построена в 1746-м году, 2-я – первоверховных апостолов Петра и Павла, построена в 1752-м году; 3-я – Иоана Богослова, построена в 1742-м году. <…> Казённые домы и каменная кладовая построены в 1759-м году, деревянное строение: корпус, в котором живёт городничий, построенный в 1778-м году; для присутствия уездного казначея, построено в 1765-м году; для архивы, для содержания под стражей преступников, построены в 1778 году; дом бывших дворцовых управителей, где ныне управа благочиния, нижняя расправа и нижний земский суд, построены в давних годах, а в которых именно – неизвестно. <…> Обывательских домов 720». Посад в Троицке появляется только во второй половине XVIII в.
Прошло чуть более ста лет и вновь Троицк становится очагом повстанческой крестьянской войны, на этот раз под предводительством Емельяна Пугачёва. 2 августа 1774 г. крестьянский повстанческий отряд под командованием Петра Евстафьева, дворового человека инсарского секретаря Ряшенцева, занял город Троицк. Воевода и все высшие чиновники были казнены. Троицк надолго стал центром повстанческого движения, опорной базой повстанцев в их наступлении на Краснослободск. Священник Иван Беляев по этому поводу писал: «Гроза пришла с юга, из соседнего г. Троицка, который был иногда гнездом разбойников нашего края, их столицей или резиденцией, откуда они делали набеги на соседние селения». 3 августа из Троицка по окрестным селениям отправились агитаторы, которые были поддержаны крестьянами. «Развернувши знамя бунта, тогдашняя чернь была уверена, что дело преследования „господ“ есть дело если не совершенно законное, святое, то все-таки хорошее дело…», — отмечал Иван Беляев.
5 августа 1774 г., накануне праздника Преображения, повстанческий отряд более чем в тысячу человек выступил из Троицка. В его состав входили «и лакеи, и мордва, и татары, и простые крестьяне, и даже дьячки». Они были вооружены косами, топорами, рогатинами, вилами, дубинками, у немногих были пистолеты и ружья. 6 августа город «позорно склонился» перед атаманами. Иван Беляев свидетельствует: «Безобразной, бесформенной массой двигалась пугачевская рать. Когда она подошла к городу, то все городские колокола звонили приветливым рокотом в ответ на глухой тысячеустный гул незваных гостей. Народ спешит. Беготня, шум, крик. „Идут, идут!“… От собора, по кривой улице, по дороге к селу Жабью, потянулся крестный ход».
Были казнены пугачевцами в 1771-1774 гг. городской воевода, секунд-майор Варлампий Столповский, вместе со своим товарищем (заместителем) князем Алексеем Михайловичем Чегодаевым, канцеляристом Михайлой Скорняковским и правителем дворцовой канцелярии Андреем Половинкиным.
Характеризуя ситуацию в крае, тамбовский историк и краевед Иван Иванович Дубасов писал: «Грозная смута расплывалась все шире и шире, постепенно и неудержимо захватывая уезды: Краснослободский, Темниковский, Керенский, Кирсановский, Моршанский и Шацкий. Многие города были разбиты. Робко выглядывали в этих городах из своих хат на бушевавшую пугачевщину запуганные и смущенные обыватели, но воспротивиться расходившейся дикой силе не могли. И было в те дни великое и даровое пьянство. Пили старые и малые, мужчины и женщины, так как все питейные дома были отворены и отданы на общее разграбление…».
В 1779 г. Троицкий уезд был упразднен, острог стал заштатным городом Краснослободского уезда. По данным переписи населения 1897 г. в Троицке проживало 5822 человек.
В 1912 г. в Троицке было 1209 дворов (6899 чел.), земская школа, медицинские и ветеринарные пункты, хлебозапасный магазин, водяная мельница, 3 просодранки и маслобойки, 4 шерсточесалки, 2 синильных завода, 6 пекарен.
Так заканчивается история Троицка как крепости и центра уезда. Но не закончилась история самого Троицка.
6 июня 1925 г. город Троицк был преобразован в село.
В современном селе имеются средняя школа, библиотека; сохранился красивый старинный дом, в котором сейчас располагается Дом досуга и творчества; участковая больница, пекарня, отделение связи, ветеринарный участок, магазин; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны; Христорождественская церковь (1879), правда, сохранившаяся в частично руинированном виде. Церковь кирпичная, построенная в стиле позднего классицизма. В 1930-х гг. была закрыта, колокольня сломана. В начале 1990-х гг. возвращена верующим.
Возле Троицка — три селища эпохи средневековья
Акашев Андрей