Тайны Ильменского заповедника

В конце XIX в. миасским золотопромышленником Егором Симоновым был построен двухэтажный деревянный дом на озере Миассово, что на восточных склонах Южного Урала. После революции дом использовался, как больница, лагерь и даже дача НКВД.

Фактически озеро Миассово – единый водоем, однако небольшой пролив делит его на две части – Большое Миассово и Малое Миассово. Но если Большое Миассово полностью расположено на территории Ильменского заповедника, в связи с чем нахождение на его берегах запрещено, то бо́льшая часть Малого Миассова находится вне заповедника, и там можно смело не только отдыхать, но ловить рыбу.

Тайны Ильменского заповедника

14 мая 1920 г. по декрету В.И. Ленина Ильменские горы были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России.

Сегодня территория Ильменского заповедника – это TERRA incognita. Вход запрещен, за нарушение крупный штраф. Однако, не всех останавливает буква закона. В сети интернет много фотографий с «запретных» объектов. Сама я не была на биостанции, но по долгу журналистской службы изучала эту тему и знакомилась с разными документальными материалами. Думаю, что люди имеют право знать, о том, что происходило почти 70 лет назад в горах, рядом с городом Миассом.

В 1955 г. здесь была развернута полевая группа биофизической лаборатории биологического института Уральского филиала Академии наук СССР. Место для изучения поведения радиоактивных веществ было выбрано идеальное, вдали от посторонних глаз и ушей. Возглавил работу один из известнейших биологов ХХ в. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. Лаборатория стала базой экспериментальных работ и сбора фактических материалов по воздействию радиоактивных излучений на растительные и животные организмы, а также других вопросов, связанных с использованием атомной энергетики в мирных целях.

Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900–1981) – ученый, основатель русской научной школы по генетике. Работал в Берлине. Был обвинен в измене Родине. В 1947 г. в связи с работами по созданию атомной бомбы, как специалиста по радиационной генетике, его перевели из лагеря на «Объект-0211» (Лаборатория «Б» Челябинская область). В 1951 г. был освобожден от заключения, позже снята судимость. В это же время Швеция выдвинула Тимофеева-Ресовского на Нобелевскую премию за исследования мутаций, но в СССР проигнорировали запрос. Реабилитирован посмертно в 1992 г. Похоронен в Обнинске.

Тайны Ильменского заповедника

Идея создания данного объекта пришла к Николаю Владимировичу в процессе участия в другом не менее важном и серьезном проекте— «Лаборатория Б». На территории биостанции была организована научная площадка, занимавшаяся практическим применением отдельных наработок полученных в процессе исследовательской работы в рамках исследовательских проектов вышеупомянутой «Лаборатории Б». Таким образом, можно сказать, что данный объект являлся неким «филиалом» исследовательского центра для практических работ, связанных с первыми шагами в радиобиологии. Кстати, неслучайно местом размещения биостанции был выбран Ильменский заповедник. Во-первых, географически он располагался довольно близко к «Лаборатории Б». Во-вторых, наличие охраны и относительное уединение от возможных случайных наблюдателей гарантировало отсутствие излишнего внимания к исследовательскому процессу, который к тому же был сопряжен с определенной степенью риска, так как зачастую в работе использовались компоненты, содержащие радиоактивные элементы. К тому же большая часть исследований носила закрытый характер и была обременена государственной тайной, так что афишировать реализуемые процессы попросту было запрещено.

Биостанция «Миассово» состояла из шести одноэтажных жилых домов и двухэтажного исследовательского корпуса, на подъезде к объекту располагался важнейший научный комплекс— гамма-поле (участок местности, постоянно подвергающиеся искусственному воздействию гамма-лучей). А в том самом двухэтажном деревянном здании располагались лаборатории и рабочие помещения. Здесь проводились работы по изучению поведения радиоактивных веществ. Для экспериментов использовались излучатели. Один находился в подвале лабораторного корпуса, другой – на гамма-поле. К слову сказать, в подвале двухэтажного здания также располагался ионизирующий источник излучения, с помощью которого проводили опыты меньших масштабов и не требующих продолжительных отрезков времени для последующего анализа.

««Водники» исследовали, как водные растения и животные накапливают радионуклиды из водной среды в аквариальных условиях, в том числе в больших емкостях в лаборатории. «Бачкисты» изучали с помощью серии баков, размещенных в полуприродных условиях, как радионуклиды переносятся медленно текущей водой и как в каждом баке вода очищается от них растениями и донными отложениями. «Гробовщики» смотрели, как гамма-излучения действуют на наземные растения, посаженные в большие, как гробы, ящики с землей. «Кавалеристы» ставили опыты с молодыми злаками, растущими на примыкающих стенках двух сосудов (с раствором радионуклида и без него), как кавалерист на лошади: половина корней свешивалась в один сосуд, а другая половина – в другой» (из материала пресс-службы Ильменского заповедника).

В Миассово проводились многочисленные экспериментальные работы по изучению поведения среды на примере моделей различных экосистем: «почва-раствор», «почва-растения», «вода-грунт», «вода-гидробионты». Исследования проводились как в гидрологической среде, так и в почвенной. В качестве имитации акваторий использовались баки и аквариумы, а для опытов с культурными растениями устанавливались специальные короба, в которых произрастали растения ежедневно получавшие дозу облучения. Впрочем, о безопасности опытов ученые позаботились весьма серьезно, что позволило исключить факт возникновения ЧП. Кстати, после завершения всех работ территория была дезактивирована, так что вред окружающей среде нанесен не был.

Тайны Ильменского заповедника

Всего за время функционирования станции, на ее базе было проведено множество научно-исследовательских работ, ориентированных на изучение влияния ионизирующего излучения на огромное количество видов растений. Другой не менее важной задачей биостанции являлись исследования связанные с процессами очистки водных ресурсов, зараженных радиоактивными отходами. Можно отметить, что полученные на станции результаты имели не только теоретическое, но и огромное практическое значение. На основании полученных данных удалось разработать методики очищения загрязненных радионуклидами территорий, а также внедрить систему очистки сточных вод на предприятиях отходами которых являлись различные изотопные соединения.

В те годы в Челябинской области были проведены исследования по очистке вод, загрязненных радиоактивными отходами. Подготовленный научный материал, лег в основу разработки планов ликвидации последствий радиационных аварий.

Летом в Миассово на биостанцию съезжались ученые.

«Тогда были проведены первые радиоэкологические исследования Г.Г. Поликарповым, создавшим затем школу морских радиоэкологов в Институте биологии южных морей АН УССР (г. Севастополь); А.А. Передельским, сформировавшим радиоэкологическую группу в Институте эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР (г. Москва). Здесь начинали свои первые работы сотрудники Коми научного центра УрО АН СССР, где возник известный радиоэкологический центр по изучению природных биогеоценозов, загрязненных естественными радионуклидами. В Миассово трудились научные сотрудники зоологического института г. Ленинграда А.Б. Гецова, Академии коммунального хозяйства г. Москвы А.Л. Агре и др. городов. Таким образом, работы, проводившиеся на Урале, стимулировали возникновение радиоэкологических центров в других регионах страны» (из материала пресс-службы Ильменского заповедника).

Несмотря на то, что проводимые Николаем Тимофеевым-Ресовским исследования велись на территории Ильменского заповедника, в Объединенном государственном архиве Челябинской области сохранилось крайне мало материалов о его работе. Дело в том, что созданная им лаборатория находилась в подчинении Уральского филиала Академии наук СССР в Свердловске (ныне Екатеринбург), работа ее была окружена режимом секретности, местным властям она не подчинялась.

В архиве сохранился любопытный документ – докладная записка о проверке соблюдения особого режима работы Ильменского заповедника.

«В течение последних двух лет, особенно в 1958 г., Миассово стало посещать значительное количество лиц, имеющих и не имеющих отношение к науке. Много приезжает по личному приглашению Тимофеева-Ресовского — просто отдохнуть, провести время под видом выполнения дипломных и курсовых работ, а также лица имеющие командировки из разных учебных и научных учреждений. Причем учета приезжающих на Миассово по личным делам и в служебные командировки не ведется, такие лица проживают в заповеднике по 2–3 месяца, в г. Миассе не прописываются и большинство из них не имеет права на въезд в заповедник».

Тайны Ильменского заповедника

Созданная Николаем Тимофеевым-Ресовским биофизическая станция Миассово просуществовала 22 года. В 1977 г. его лаборатория, возглавляемая Куликовым Н.В, переехала в г. Заречный Белоярского района Свердловской области.

Если вдруг вам придет в голову идея лично побывать на территории биостанции, то советую хорошо обдумать предстоящий поход. Попасть в закрытую часть Ильменского заповедника, где расположился заброшенный научный комплекс, можно исключительно с разрешения администрации, в противном случае вас могут оштрафовать за нарушение режима посещения заповедника. Территория весьма серьезно охраняется егерями из состава местного лесничества.

Оксана Лыткина

Фото Александра Грехова