Священные рощи марийцев

Марийцы – не последние и не единственные язычники Европы. Но то, что их обычаи на сегодняшний день являются самыми аутентичными – неоспоримый факт. Нигде в Европе сейчас не молятся в Священных рощах (кюсото) – это происходит только в Марий Эл.

Священные рощи марийцев

В республике их сохранилось около 600 – причина этого в том, что в советское время Священные рощи были низведены до просто участков леса, и были отнесены к «особо ценным». Вырублено было относительно немного Священных рощ, зато в постсоветскую эпоху на них часто зарятся «браконьеры». Такие выходки марийцы воспринимают как целенаправленную кампанию по удушению веры предков. Кюсото стоят чаще, чем православные церкви в среднерусских областях.

Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. В каждой роще молиться можно только один раз в год, причем молебны всегда совершаются при растущей Луне – никогда при убывающей.

Священные рощи марийцев

Священные рощи (кюсото) в сознании верующих марийцев выступают посредниками людей в общении с божествами и богом Ош Поро Кугу Юмо (добрый великий светлый бог), символизируют устремленность народа к миру вышнему. Эти почитаемые рощи, по мнению марийцев, выполняют важную роль связующего звена между земными и небесными мирами. Марийцы рассматривают священную рощу как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с богом. Все-таки в Марий Эл достояние республики — это Священные рощи, или, вернее, уникальная культура марийцев — в этих рощах все еще молятся древним богам. Веру марийцев часто называют «язычество», но сами марийцы этот термин не любят: «Язычник — он в лесу на березу молится, а у нас свои боги!». Назвать марийца язычником — это сильное оскорбление. Сейчас используется термин Марийская Традиционная Религия (МТР), Вера Предков. Сами марийцы делятся на двоеверов (исповедуют и православие, и МТР) и чимари (ортодоксальные верующие).

Священные рощи марийцев

Марийские священные рощи находятся, в основном, в Горномарийском районе. Они обычно огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада, где на деревья вешали длинные белые для входа всех участников моления. В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), устроенные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; разводится огонь.

Священные рощи марийцев

Располагаются такие рощи обычно скоплениями, причем образуют определенные фигуры: если соединить рощи прямыми линиями, чаще всего возникнет геометрическая фигура или древняя руна. Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (не ритуальные), справлять нужду. Запрещено здесь пьянство, и мусор, в рощах действительно чисто.

Сердце Священной рощи — онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами. Место молебна марийцы не разглашают, и только время всегда известно заранее — на определенной фазе Луны. Раньше можно было входить в кюсото и выходить из него только через одни ворота, но сейчас это не соблюдается. Первый этап молебна — жертвоприношение. Приносят в жертву животных: гусей, кур, коз, овец, а на туня-кумалтыш — одного жеребца.

Священные рощи марийцев

В целом жертвоприношение животных происходит так: их разделывают, и несъедобные части (кости, перья, шкуры) сжигают, а съедобные готовят. Ведь боги питаются не плотью, а духом, и главное здесь — дым и пар, который уходит к небесам. Всего в роще молились пяти богам. Главный жертвенник в центре рощи принадлежал Тун Ош Кугу-Юмо, что означает Верховный Белый Великий Бог. То есть бог-творец, демиург. У северной опушки рощи располагался жертвенник Курык-Кугыза — «Горного Старика». Вокруг хвойные деревья, и само онапу тут ель — Курык-Кугыза считается кереметом, то есть темным божеством, а таким богам молились у хвойных. Жертвенный хлеб и полотенца — третья форма жертвоприношения.

Жертвенник Курык-Кугыза — ближайший к опушке. С западной стороны рощи располагался жертвенник Мер-Юмо — бога-покровителя марийцев, посредника между людьми и Кугу-Юмо. Еще два жертвенника располагались с восточной стороны рощи: Шочын-Ава и Мланде-Ава. А «Ава» — значит, богиня. Здесь молились о плодородии, о рождении и т. д. Жертвенный хлеб просто лежит весь молебен у алтаря, а за молебном следует трапеза, этот хлеб съедают. Свечи зажигают во время молебна. Полагается самому слепить свечу из воска, и запрещается пользоваться церковными свечами.

Священные рощи марийцев

Жертвенные полотенца человек должен вышить сам и принести, полотенца просто висят у жертвенника. Потом их возвращают владельцам. Четвертая форма жертвоприношения: в роще, напротив жертвенника Кугу-Юмо, сидит особый жрец-казначей (карт). Он читает молитву на марийском, и на русском, когда оставляешь около него деньги. Текст молебна каждый год сочиняется заново.

Одеты карты бывают по-разному, но есть общая черта – войлочные шапки (у верховного карта Таныгина такая шапка еще и красная). Вообще, картов в Марий Эл не так много, учатся они друг у друга, чаще всего передавая навыки по наследству, из поколения в поколение. Для картов моление гораздо обширнее, чем действо в роще, а кроме того, карт, нарушающий законы чимари, рискует потерять уважение и быть низложенным – хотя такое бывает довольно редко.Такого рода моления собирают до 3000 человек, на этом молении было как минимум несколько сотен. Когда жертвоприношение заканчивается, а моление еще не начинается, люди здесь просто общаются. У людей – праздник. Это не похоже на суровые и торжественные службы в христианских храмах и мечетях: люди просто пришли пообщаться с богами, попросить их о чем-то, что-то им отдать, о чем-то договориться.

Священные рощи марийцев

Как этому небольшому народу удалось сберечь свою веру в огромной России и вступить язычниками в третье тысячелетие? Жившие по соседству мордовцы и удмурты после присоединения к России довольно быстро восприняли православие, но марийцы (или черемисы, как их тогда называли) – нет. В XVI в. три черемисских войны были проиграны, многие представители народа бежали на Урал, где до сих пор локально проживает национальная диаспора.

Покоренные марийцы принимали христианство и даже посещали церкви, построенные русскими на их земле – это было необходимо для выживания: крещеным было проще, например, получить работу в городе, а их детей брали в школы. При этом они продолжали придерживаться языческого культа и совершать свои обряды. Отслеживать религиозную принадлежность марийцев властям было трудно, т.к. храмов язычники не строили, а молились в священных рощах. Очень скоро марийцы-«двоеверцы» заметили, что два культа не противоречат друг другу, а просто «смотрят на бога» с разного ракурса.

Согласно легендам, место священной рощи определялось после того, как мужану (колдуну) приснится соответствующий сон. Многие молельные рощи в Марий Эл – очень древние, а деревья в них неохватные, такие высокие, что их кроны, смыкаясь, заслоняют солнце, поэтому там царит полумрак. Вы можете не понять, что перед вами священная роща, потому что располагаться она может как на возвышенности, так и среди поля, а может быть и частью лесного массива. Самая сакральная зона кюсото располагается вокруг главного священного дерева – онапу. Жрецы изначально выбирают именно онапу, и в зависимости от его силы очерчивают круг определенного диаметра – этот круг и становится Священной рощей. Изначально большинство рощ были внутри лесных массивов, но леса свели, а кюсото остались.

Онапу как бы связывает три мира: верхний, средний и нижний, все языческие обряды происходят около него. Акосмотворящим существом язычники считают утку – Лудо. Она олицетворяет единосущность мироздания: утка летает (воздух – Верхний мир), ходит по земле (земля – Средний мир), ныряет под воду (вода – Нижний мир) и обогревает яйца – Огонь. Интересно, что эта утка, согласно мифу, прилетела с созвездия Плеяды.

Форма кюсото – почти всегда квадрат. В священных рощах строго запрещалось рубить деревья, собирать грибы и ягоды, заготавливать сено или пасти скот. Если дерево в роще упадет от старости, его оставляют лежать на месте. Кюсото в Марий Эл много, и, нужно сказать, многие из них являются природными аномалиями – компас, например, там «шалит». В кюсото не заходят без дела, только на моление, которое проходит под руководством картов – марийских жрецов. Однажды одному из путешественников пришлось побывать в кюсото во внеурочное время, просто из любопытства. Роща была небольшая и насквозь прозрачная, поскольку дело было зимой. День был тихий, но стоило ему зайти в рощу, как внутри нее задул довольно сильный ветер и деревья сильно зашумели. За пределами было по-прежнему тихо – мистика, да и только.

Верховный бог язычников – Кугу Юмо. Именно с ним, посредством ритуалов, марийцы налаживают отношения в кюсото. Жертвоприношения бывают «общественные» и «частные». Индивидуальные делаются одним человеком, который обращается к Кугу Юмо с личной просьбой, общественные жертвоприношения, например, жителями деревни или нескольких деревень, случаются нечасто и приурочены к праздникам или другим значительным событиям. В старые времена люди на коллективных молениях преимущественно просили об урожае, мире и благополучии. Перед коллективным молебном марийцы совершают обряд шюрем – изгоняют злых духов. Иногда шюрем может длиться несколько дней.

В жертву приносится чаще всего мелкий скот и домашняя птица, а также национальные блюда, свежевыпеченный хлеб и деньги, которые вручаются картам. Свечи употребляются исключительно восковые, поэтому в роще приятно пахнет медом.

Некоторые исследователи считают, что обряд является не жертвоприношением, а скорее жертвенной трапезой. Они ссылаются на то, что кровью жертвы язычники обычно «кормят богов», у марийцев – не так. Жертвой является уже приготовленное блюдо, которое ставят на алтарь или бросают в огонь. Вот как о языческом обряде писал Адам Алеарий – иностранный путешественник, побывавший в кюсото в XVII в.: «Иногда черемисы приносят жертвы богу, режут для этой цели лошадей, козлов и овец…варят … мясо, берут блюдо, полное мяса в одну руку, а чашку с медом … в другую руку и бросают все это в огонь, говоря: «Иди, передай мое желание Богу…».

Далеко не все священные рощи оснащены вывесками и указателями, но, если вам доведется попасть в кюсото, вы сможете узнать, что находитесь именно там, по полотенцам и платкам, которые привязаны к ветвям деревьев. Возможно, вы увидите остатки воска и монеты. А больше – ничего, так как рощи тщательно убирают и содержат в чистоте.

Молебны в Марий Эл проходят довольно часто, в среднем каждые выходные, однако наибольший интерес представляют молебен на Чумбылатовом камне 4 июля и Всемирный молебен (туня-кумалтыш) 5 октября. Иерархия молебнов довольно сложная, и Всемирный молебен, где молятся не только за всех марийцев, но и за всех людей мира, было положено проводить раз в 10 лет – однако с 1991 г., когда кончились гонения на веру, его проводят ежегодно. Всегда в разных местах. Постороннему же человеку на молебен надо ехать с сопровождением, так как в кюсото очень много правил поведения, которые нарушать не стоит. Есть места, куда нельзя заходить, есть допустимые и недопустимые действия.

Вот что говорит верховный карт (жрец) МТР Александр Таныгин о природе и верованиях своего народа: «Человечество – часть Вселенной. К сожалению, с каждым годом мы теряем связь с ней, необходимую для существования нашего вида. Природа очень много дарит человеку. Она – Мать всего живого. Отдаляясь от нее, мы многое теряем. От людских действий страдает окружающая среда. Загрязнена вода в реках и озерах, захламлены леса и тундра. Если человечество будет продолжать так себя вести, расплата неизбежна… Мы очень связаны с природой во всех ее проявлениях: ветрами, облаками, дождями, снегами, громом, молнией. На своих традиционных молениях просим всегда у сил природы мира, счастья, благоденствия, чтобы со всеми и всем жить в согласии. В итоге, где бы марийцы ни жили – в Республике Марий Эл, Башкортостане, других областях, – земля у нас всегда плодородная и мирная… Человек должен знать, что, когда и как рубить. Если дерево срубить необходимо, например, для строительства или заготовки дров, нужно постараться свести вред, нанесенный природе, к минимуму. Выкорчевать все пни, убрать опавшие ветви, посадить взамен новые деревья. В этом случае гармония будет соблюдена. Категоричное табу – вырубка деревьев в Священных рощах. Там разрешается только убирать сухостой. Люди, которые рубят живые деревья на этой земле, не живут потом и года».

Михаил Чудской