Прохорово – деревня в Чеховском районе на юге Московской области по обоим берегам речки Рожайки, в 20 км от райцентра и 30 от МКАД. С севера к территории деревни примыкает еще одна усадьба – Скобеево. В деревне когда-то была усадьба, которая как будто притягивала к себе большую литературу, но… Судьба решила иначе. Могли тут побывать и Карамзин, и Пушкин и Толстой и – не побывали. А еще, возможно, историк Погодин – Зато точно был здесь автор словаря Ушаков, и писатель Гоголь, правда, в кинематографическом варианте.
Местность впервые упоминается в писцовых книгах 1627 г. как «пустошь Захаркова, на речке Рожае». Видимо, селение Захарково Смутного времени не пережило. В 1635 г. пустошь продана Поместным приказом, как и было положено поступать с такими землями, Прохору Данилову, небогатому боярину или служилому человеку, а сельцо стало зваться Прохорово-Захарково.
В 1654 г., после смерти Прохора, вотчина перешла по наследству его сыну, потом – дочери Дарье, в замужестве Милославской. Муж ее Иван Богданович – первый известный в истории человек среди владельцев места. Двоюродный брат Марии Милославской, на которой женился царь Алексей Михайлович, он был «поезжанином» на царской свадьбе, а потом всю жизнь верой и правдой служил царю – участвовал в войнах, вёл переговоры, строил крепости, дважды возглавлял Челобитный приказ… Постоянно находясь на службе, имея и другие владения, Иван Богданович вряд ли бывал в вотчине жены. Однако при нем там появилась первая деревянная церковь и сельцо стало называться селом Спасским-Прохоровым.
В 1687 г. село отошло сыну боярина стольнику Сергею Ивановичу Милославскому. В 1720-м он построил новую деревянную церковь.
В феврале 1737 г. прапорщик А.С. Милославский продал свое имение при селе Спасском, Прохорово с пустошьми и людьми майору Ивану Петровичу Раговскому за 4000 рублей. Последний в 1752 г. заложил свое владение княжне Екатерине Ивановне Трубецкой. Таким образом, с середины XVIII в. вплоть до октябрьской революции 1917 г. село Спасское, Прохорово с деревнями оставалось родовым подмосковным гнездом князей Трубецких, старейшему русскому княжескому роду.
После смерти княжны имение досталось ее дяде князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Этот богатый помещик интересен нам тем, что, во-первых, приходился прадедом Льву Николаевичу Толстому, который через сто лет бывал в окрестностях села Спасское, Прохорово тож, посетил деревню Ивино, а Прохорово – нет. Во-вторых, Дмитрий Юрьевич прикупил соседние два имения и, собственно, создал усадебный комплекс, как тогда было модно. Так что Дмитрий Трубецкой, можно сказать, дитя Екатерининского века и отец этой усадьбы.
При князе Дмитрии Юрьевиче Трубецком оформляется усадебный комплекс, расположенный в ландшафтном липовом парке, в который помимо храма входит барский дом и другие постройки, как это видно на плане Генерального межевания 1770 г. На плане 1838 г. имеется подробное изображение усадьбы, состоящей из главного дома, двух флигелей и хозяйственными постройками с парковым комплексом, разделенным дорогой из Мещерского, с правой стороны от которой — скотный двор.
Спасское-Прохорово унаследовал его сын Иван Дмитриевич Трубецкой, загадочный человек. Свойственник Николая Карамзина, двоюродный дед Льва Толстого, троюродный брат отца Пушкина. Сестра поэта Ольга вспоминала, что в детские годы их с Александром привозили на уроки танцев к Трубецким на Покровку. Могли бы и в Прохорово в гости свозить. Но нет.
Некоторое время в семье Трубецких жила их племянница Мария Николаевна Волконская, и жена Ивана Дмитриевича Екатерина Александровна, урожденная Мансурова (в 1821 г. она устроила брак будущих родителей Льва Толстого). Князь Иван Долгорукий писал о ней: «Бедная дворянка, прославившаяся своей красотой, которая доставила ей блистательнейшую фортуну, ибо она, не имея никакого состояния, попала замуж за богатого князя Трубецкого и весь век свой доныне проводит в изобилии и всяком довольстве».
Иван Дмитриевич, выйдя в отставку, жил замкнуто, не общаясь даже с женой и детьми. Возможно, причиной тому было душевное заболевание, или… какая-нибудь тайна. Иногда князь звал к себе учителя детей – будущего знаменитого историка Михаила Погодина, и что-то диктовал ему. Молодой учитель не рассказывал, – что. В дневнике, который Погодин вел всю жизнь, он только однажды упомянул: «Писал у старого князя, от 8 до 2 ночи, притом такие вещи, которых не желал бы слышать. Отказаться невозможно, он мог написать это и без меня, притом то, что я писал для него, не может иметь никаких дурных следствий ни для кого». Погодин жил у Трубецких в другой их усадьбе, более роскошной и ближе к Москве – Знаменское-Садки. Но мог бывать с их семьёй и в Прохорово.
В 1838 г. село Прохорово отошло к старшему сыну Ивана Трубецкого: камергеру и действительному статскому советнику, князю Юрию Ивановичу. Это золотой век имения, только с этого момента можно не просто что-то рассказать об усадьбе, но и показать.
Трубецкие стали регулярно приезжать в Спасское-Прохорово. Лето там проводили точно.
Была составлена карта, на которой видно, что усадьба очень неудачно делилась дорогой на две части. Между дорогой и рекой Рожаей располагались главный дом помещичьей усадьбы и два жилых флигеля. К северу от главного дома находилась Спасская церковь с кладбищем.
Хотя семья князя Юрия Трубецкого предпочитала жить за границей, имение Прохорово было их любимым местом, его обустраивали. В оранжереях выращивались экзотические фрукты, в том числе ананасы.
В 1848 г. в имении Прохорово велись серьезные строительные работы. Для них Юрий Иванович под залог своего московского дома на Покровке взял заем – 13420 рублей серебром. Ремонтировалось и подновлялось всё, но большая часть суммы пошла на возведение нового каменного Спасского храма на другом месте (на месте старого сейчас стоит современная часовня).
Главный престол остался тот же, во имя Спаса Нерукотворённого образа. Новый придел устроили в нижнем храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца – небесного покровителя князя Юрия Ивановича Трубецкого. К сожалению, имя архитектора неизвестно. Есть мнение, что это сам Михаил Быковский, идеолог историзма. Он, конечно, был очень занят в Москве в это время: множество заказов, реставрация кремлевских монастырей – но Трубецкие достаточно богаты и влиятельны, чтобы заказывать проект храма в модном архитектурном стиле не у абы кого.
Расписывал храм крепостной художник Трубецкого Фёдор Иванович Ковалёв, которому помещик обещал, «если он получит серебряную медаль или звание свободного художника, дать свободу». Это звание он получил в 1855 г., уже после смерти барина, и судьба художника осталась неизвестна.
По приглашению князя его детей обучали и воспитывали иностранные гувернеры: француженки Августина Гиллиш, Каролина Мишель и англичанин Иван Васильевич Беллю, сопровождавшие семью в Прохорове.
Строительству храма Юрий Трубецкой придавал какое-то особое духовное значение, что тоже говорит в пользу известного архитектора. В завещании он писал: «Прошу… похоронить в селе Спасском в сооружающемся по нынешний год там храме, в склепе под нижнею церковью. Заклинаю и прошу убедительно похороны совершить без всякой роскоши и пышности, без балдахина и блестящих обыкновенных церемоний… В гроб прошу убедительно положить без суконной одежды, просто в полотняном саване, подпоясанном белою лентою, в белом галстуке, в нитяных чулках…». В 1850 году Юрий Иванович Трубецкой умер от чахотки в Италии в возрасте 59 лет. Тело покойного было перевезено в Россию через половину Европы, в дороге находились более трех месяцев. Отпето и похоронено точно по завещанию.
По смерти князя выяснилось, что заложен не только дом, но и все его имения, включая Прохорово. Усадьба довольно долго находилась «под запретом», пока наследники не расплатились. Расстаться с местом, где с такими сложностями похоронен отец, они не могли, хотя семья и жила на своей вилле во Флоренции. Ну, а усадьбой занимались управляющие.
Имение в Прохорово было убыточным еще и при жизни Юрия Ивановича. Богатые помещики могли позволить себе содержать нерентабельные подмосковные усадьбы, используя их для отдыха и развлечений, покрывались издержки за счет имений в южных губерниях, приносящих прибыль. Но продолжалось это уже недолго. В конце концов, единственный сын Юрия Ивановича Трубецкого Иван унаследовал Спасское-Прохорово.
Времена изменились, крепостное право отменено, и с 1870-х гг. владелец усадьбы сдает ее дачникам из Москвы. Да, Юрий Иванович хотел упокоиться в родовом имении, и чтобы там жили его потомки, и заполняли в свое время крипту Спасского храма… Увы, никто из семьи там больше не жил.
Поменялась планировка имения. К 1880-м гг. появились несколько деревянных домов-дач к югу от церкви, между дорогой на село Мещерское и рекой. За ними, еще южнее, находился парк, состоящий из липовых и березовых аллей. Также дачи возникли на месте четырех господских флигелей, которые, возможно, были не снесены, а переделаны. Всего же к началу ХХ в. в Прохоровской усадьбе сдавалось семь дач.
Сада в имении не было, зато на огороде выращивались овощи и ягоды для дачников. Создатель четырехтомного толкового словаря русского языка Дмитрий Ушаков, начиная с 1911 г. провел с семьей несколько дачных сезонов в имении Трубецких. Дмитрий Николаевич увлекался рисованием и Прохорово тоже запечатлел. Со слов старожилов села, в 1917 – 1918 гг. Ушаков участвовал в обновлении росписи Спасской церкви. Находившаяся в левом углу храма фреска «Снятие с креста» была выполнена им совместно с приходским священником Г. Пировским. Живопись того времени не сохранилась, сейчас интерьер в храме современный.
Дорога из Подольска в село Мещерское проходила через Прохорово и по краю усадьбы. Шум экипажей, пыль мешали дачникам. Поэтому в 1904 г. была затеяна постройка объездной дороги, длиннее примерно на 100 саженей.
После революции 1917 г. старая дорога на село Мещерское была восстановлена, но продолжала оставаться проблемным местом, к этому мы еще вернемся.
В 1915 г. в Париже скончался князь Иван Юрьевич. Имение Спасское-Прохорово перешло к его сыну – Георгию Трубецкому, сделавшему блестящую военную карьеру. Генерал-лейтенант, командир Собственного Его Императорского Величества Конвоя. В 1918 г. был арестован большевиками, но чудом освобожден, с семьей покинул Россию, а его имение было национализировано.
В 1919 г. усадьбу национализируют и передают совхозу. В акте приемки имения управляющий указывает дом для управляющего и для рабочих, семь деревянных дач, подсобные помещения, баню, водокачку, погреба и кирпичный завод.
В 1925-1926 гг. совхоз «Прохорово» ликвидируют и отдают угодья под создание техникума сельскохозяйственного машиноведения. В дальнейшем территория усадьбы переходит в состав совхоза «Молодинский» Чеховского района.
От усадьбы не осталось ничего, некоторые строения превратились со временем в жилые дома. Храм разграбили, уникальный стооднопудовый колокол разбили, могилу князя Юрия Ивановича Трубецкого осквернили. Также в народе бытует предание о похищенных драгоценностях из родового склепа владельца поместья.
Но богослужения продолжались до 1937 г., когда храм был закрыт, настоятель Евгений Михайловский арестован и расстрелян на Бутовском полигоне, а в храме устроено зернохранилище.
Дольше всего продержались львы. «Два большие мраморные льва, на диких камнях». Когда распродавали имущество совхоза в 1925 г., дача № 2 была передана в Ивинскую маслодельную артель для устройства в ней маслозавода. Вместе с разобранной дачей в Ивино стараниями председателя артели Кузина забрали и львов. Не чужд был Кузин прекрасному. Позже их перевезли в психиатрическую больницу имени Яковенко в село Мещерское, бывшую усадьбу Колычёвых-Боде, где они стилистически были более уместны. В 1960-1970-х гг. львов убрали на технический двор, где и разбили…. Еще десять лет назад фрагменты скульптур там можно было видеть. Где они сейчас не знаю.
Усадебный парк, конечно, тоже сильно пострадал. Что-то вырубили, что-то выросло само, пространства застроили. Контуры аллей еще кое-где просматриваются, заметны старые деревья, некоторым около двухсот лет.
В 1941 г. по мотивам повести Гоголя режиссерами Андреем Кустовым и Анисимом Мазуром снимался кинофильм «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Натурные съемки проходили в Прохорово. Спасский храм неоднократно виден в эпизодах. Заметно, что у него накренен крест – пытались стащить, не смогли. И вот храм с крестом «пригодился» для фильма.
Но что же мы видим, когда подходим к усадьбе? Прежде всего, шоссе от Малого Московского кольца до поселка Столбищево, расширенное вопреки протестам защитников исторического наследия. Интенсивность движения транспорта создало угрозу Спасскому храму, и приходскому совету пришлось построить по спецпроекту сложное инженерное сооружение – защитную железобетонную подземную стену, и возвести на ее основе церковную ограду.
Подземная стена защищает от разрушения нижний храм. Но мы видим псевдоготическую ограду, воссозданную в 2009 – 2011 гг. старейшим российским реставратором Владимиром Якубени. Ограда повторяет ту, которую в 1895 г. построил архитектор Павел Самарин, насколько точно – не знаю, напоминает церковь Владимирской иконы Божией Матери в Быково, но Самарин и работал в эклектике.
Заходим. Очень ухоженная территория, одноглавый храм в псевдорусском стиле, с шатровой колокольней. В подклете нижняя церковь. Богослужение возобновлено в 1989 г. Храм восстановлен, действует, все в нем современное. Приходской совет следит и за тем, что осталось от парка – уникального памятника садово-паркового искусства рубежа XVIII – XIX вв. Есть таблички с пояснениями, попытки сохранить от застройки.
До наших дней от поместья сохранились церковь и липовый парк, постепенно застраивающийся дачами. Господский дом, к сожалению, был разрушен еще до 1917 г.
Тем не менее посмотреть в Прохорово есть что: построенный в псевдорусском стиле кирпичный одноглавый двухпрестольный храм с шатровой колокольней впечатляет каждого.
К его восстановлению приступили в 1988 году. В 1990-х гг. рядом с церковью построили стилистически выдержанный псевдоготический деревянный дом причта с помещениями для воскресной школы.
В 2005 г. ввели в строй каменную двухэтажную пристройку к старому деревянному зданию, составляющую с храмом единый архитектурный ансамбль в формах русского историзма XIX в. Сейчас в селе открыт Дом престарелых и инвалидов под скромным названием «Эдем».
К полномасштабной реконструкции самого храма вновь приступили в 2004 г. Так, вместо разбитого 101-пудового старого колокола на колокольню был поднят новый. Кроме того, воссоздали историческую форму каменной ограды храма, восстановили сложные стеклянные парадные двери верхнего храма в стиле ампир и исторический иконостас в главном приделе храма. С 2015 г. ведутся работы по созданию монументальной живописи.
После посещения церкви нам удалось погулять по парку, посидеть в «боскете с обрамлением из ив» XIX в. – это тесно посаженные деревья, образующие «стену» или «кабинет», как на картинах Константина Сомова. И хотя там же паслись коровы, атмосфера чудом сохранилась: тишина и всё ещё простор перед глазами, который, к сожалению, может быть застроен…
Надежда Горлова