Музей стекла и хрусталя

Никольск – маленький городок в Пензенской области с симпатичными одноэтажными домами, покрытыми четырехскатными крышами и украшенными оконными наличниками с резьбой по дереву, казалось бы, мало чем примечателен. Лесные пригорки, овраги и спуски к реке добавляют живописную картину типичного русского городка. Но многие туристы едут туда не только ради любования живой природой. В Никольске есть замечательный, единственный в своем роде музей – Музей стекла и хрусталя.

Музей стекла и хрусталя

Этот музей до сентября 2005 г. являлся неотъемлемой частью завода «Красный гигант», одного из старейших стекольных предприятий России.

Послушный, податливый, пластичный, цветной, прозрачный, яркий, блестящий, звонкий, холодный, теплый – все эти определения описывают один из самых распространенных в наши дни материалов – стекло. Впервые стекло появилось в Месопотамии, но до сих пор не известно, как давно – может, 50, а может и 70 веков назад.

Венеция, Франция, Чехия, Англия – эти четыре государства на протяжении многих веков славились по всему свету своими художественными изделиями из стекла. В России стекло появилось гораздо позже – в XVII в.

Музей стекла и хрусталя

Когда в Венеции экскурсовод проводит экскурсию в стеклодувной мастерской и демонстрирует, как изготовить стеклянного коня, то обязательно рассказывает, что венецианские мастера строжайше хранили тайны своего ремесла. Ведь за разглашение секрета венецианских стеклодувов ждала смертная казнь! Мастера и члены их семей не имели права не просто выехать из Венеции, но даже покидать остров Мурано, где они создавали знаменитое венецианское стекло. Французский король Генриx III был настолько восхищен их творениями, что пожаловал дворянство всем первым стеклодувам Мурано. До настоящего времени муранское стекло исключительно ручной работы остается вершиной производства и высоко ценится во всем мире.

В Чехии в 1609 г. началось производство массивного и твердого стекла – богемского хрусталя. С этого времени стекло стали обрабатывать по-новому: гравировать, резать, шлифовать. По сей день в Чехии, в Карловых Варах, действует завод богемского стекла.

Музей стекла и хрусталя

В Англии придумали добавлять в стекло окисел свинца, что придавало изделиям необыкновенный блеск, игру света и звучание.

В XVIII в. во Франции открылась и по сей день знаменитая фирма Баккара, которая тоже занимается производством хрусталя.

В России изготавливать стекло стали намного позже, чем в Европе. Самые ранние упоминания о его производстве относятся к 1630-31 гг. Первый стекольный завод появился в селе Духанино, близ подмосковного Нового Иерусалима. Производство организовал иноземный мастер, пригласили его из Швеции.

Музей стекла и хрусталя

Второй стекольный завод поставили уже при царе Алексее Михайловиче в Измайлово, спустя сорок лет после начала работы духанинской мануфактуры. В Москве на Воробьёвых горах производили стекло с самой большой в Европе площадью поверхности, изготавливали и зеркала.

Подъем российского стекольного дела начался при Петре I, при котором существовали как казенные, так и частные стекольные заводы. За пример для подражания часто брали закупаемые в Европе образцы. Также, на примере западной посуды русские мастера изучали технологические приемы по нанесению алмазной грани на хрусталь. Но отечественные стеклодувы не только копировали чужие приемы. Они изобрели и свои методы обработки стекла. Для русской гравировки свойственны растительные узоры и орнаменты: «светлое растение», «морозные узоры», «звёзды», «паутинка».

Два великих русских ученых, М.В. Ломоносов, а позже – Д.И. Менделеев, посвятили свои научные изыскания стекольному производству. Михайло Васильевич в 1748 г. при Петербургской лаборатории проводил опыты по разработке цветной стеклянной мозаики. Дмитрий Иванович написал первую научную трактовку строения стекла.

В начале ХХ в. в России насчитывалось 275 стекольных заводов.

Быть может очарование русской провинции, далекой глубинки заставило известный род Бахметевых променять модные столицы на эти земли? Бахметевы вписали самые яркие страницы в историю родного края, организовав здесь стеклянную мануфактуру.

Музей стекла и хрусталя

Началось всё в конце XVII в., когда некий Калистрат Пестров «в 1681 году получил земли в Пензенском уезде на реке Маисе да на реке Выргане по обе стороны до черного леса». Село стало называться по владельцам и по церкви во имя Святителя Николая «Пестрово, Никольское тож». В 1954 г. село переименовали в г. Никольск.

На этой живописной лесной земле села Пестрова находилось имение Алексея Ивановича Бахметева. А.И. Бахметев просит у Екатерины II высочайшего разрешения на заведение именно стекольного завода. Что надо для производства стекла? Песок, лес для получения поташа – соды, река. Местный песок, видимо, содержал большое количество железа, и стекло получалось желтоватого цвета. Поэтому, песок стали возить издалека. Остается только предполагать, почему, не имея главного сырья – песка и соды, здесь закладывается производство?

В 1764 г. был основан Никольско-Бахметевский завод стекла и хрусталя. 120 лет заводом управляли три поколения Бахметевых. Удивительно, что в каждом поколении находился достойный преемник. Когда умирал хозяин, на его место заступала вдова и прекрасно справлялась с таким трудным делом, не забывая о домашних хлопотах.

Со временем Никольско-Бахметевский завод стекла и хрусталя превратился в знаменитое предприятие в России. Заслужил честь стать поставщиком Императорского двора и изображать на продукции государственный герб (1836 г.). Имея перед собой лучшие образцы зарубежного стекла, привозимые из Европы владельцами Бахметевыми «для обучения и развития вкуса», великие мастера не только смогли повторить их, но и создали изделия в своей неповторимой манере. Стали говорить о Бахметевской школе стеклодувов и резчиков.

В 1789 г. владелец села и завода А. И. Бахметев создал специальную кладовую при фабрике, в которую стали откладывать лучшие образцы бахметевской посуды. В 1914 г. она упоминается во всех документах как музей. Три поколения Бахметевых и князь Александр Дмитриевич Оболенский собирали образцы изделий своего завода, а также иностранного стекла (богемского, французского, английского, польского).

Музей стекла и хрусталя

Наследника по мужской линии и продолжателя фамильного дела у последней четы Бахметевых не было и с 1884 г. заводом управляет их родственник, князь Александр Дмитриевич Оболенский. Это было благоприятное время процветания завода. Заводские мастера и служащие тоже на жизнь не жаловались. Достойный продолжатель Бахметевского дела, А.Д. Оболенский сохранил всех художников производства. В Никольске было два оркестра, театр и опера. На Всемирной выставке в Париже в 1900 г. завод получил Большую золотую медаль.

После национализации и переименования завода в «Красный гигант» в 1923 г. музейная коллекция пополнялась стараниями директоров завода. В последние годы музей пополняли за счет дарственных работ от частных лиц и работ художников по стеклу по окончании симпозиумов, которые проводятся в Никольске с 2006 г.

На протяжении всего времени активно пополнялась заводская коллекция. Первоначально музей располагался в здании заводоуправления, доступ в него был ограничен. С 1964 г. он стал общедоступным, продолжая оставаться структурной единицей завода «Красный гигант», находясь полностью на его содержании. Специально для музея завод в 1990 г. построил отдельное двухэтажное здание. Особенностью музейного собрания этого периода стали работы профессиональных художников.

1 сентября 2005 г. музей стекла и хрусталя в городе Никольске стал филиалом Пензенской областной картинной галереи им. К.А. Савицкого. Собрание Никольского музея — одно из уникальных и крупнейших в стране, оно признается искусствоведами, как лучшая коллекция стекла в России.

В настоящее время в собрании музея 14600 произведений. В экспозиции представлены не только традиционные способы обработки стекла (матовая гравировка, алмазное гранение, роспись красками, золотом), но и приемы украшения, имитирующие чеканное золото и драгоценные камни. Это образцы изделий для Императорского Двора, состоятельных дворян Москвы и Петербурга, повторы-близнецы иностранных изделий, не уступающие оригиналам, стол к 60-летию И.В. Сталина, фрагмент сервиза для Президиума Верховного Совета СССР; ваза в подарок Ю.А. Гагарину и др.

В музее можно увидеть работы мастеров, чьи имена вошли во все монографии и альбомы по стеклоделию России: Александра Вершинина, Никанора Протасова, Ивана и Михаила Вертузаевых, Василия Рогова, Василия и Сергея Курцаевых, Александра Порохова, Бориса Еремина и др. Гордостью музея являются работы профессиональных художников — авторов уникальных художественных произведений. Это Адель Якобсон, Вера Мухина, Анна Липская, Николай Воинов, Вольдемар Сойвер, Александр Иванов, Виктор Ежов, Николай Ершков, Елена Дубская, Александр Фокин и др., чье творчество стало яркими страницами в истории Отечественного художественного стеклоделия.

Завод вырастил целые династии выдающихся стекольщиков. Первыми упоминаются братья Вершинины. Многие работы незаурядного мастера А. Вершинина уникальны, повторить их невозможно, как нельзя повторить шедевры живописи.

Василий Михайлович Рогов (1877-1929) – мастер гравировки. Пришел на завод мальчиком после двухклассного обучения в сельском училище. Василий Михайлович – художественно одаренный человек, он рисовал, играл на гитаре, пел, участвовал в спектаклях драмкружка. Был депутатом Первой Государственной Думы от рабочих Пензенской губернии.

«Я и птичку могу на стакане, крылья распустила и летит, а под ней цветочек распустился, и бабочка на цветочке с лёту держится» – так никольский умелец рассказывал о своём мастерстве В.И. Немировичу-Данченко.

Среди изделий рубежа XIX-XX вв. встречается стекло стиля «модерн». Модное направление наложило отпечаток на характер продукции и Никольско-Бахметевского завода.

В послереволюционные годы завод, лишившись своего хозяина, был сохранен вместе с коллекцией, национализирован и стал называться «Красный гигант». Выполнял госзаказы по оформлению станций Московского метрополитена, уникальных подарков и сувениров для руководства страны. С заводом сотрудничала народный художник СССР Вера Игнатьевна Мухина. Она предлагала создавать скульптурные формы из цветного массивного стекла.

В музее два этажа. Осмотр начинается со второго этажа, причем вся экспозиция очень грамотно оформлена. Прямо рядом с лестницей несколько стендов рассказывают о процессе производства стекла, окраски, огранки. Есть и примеры шлифовальных кругов, первого оборудования. Чтобы уж сразу сложилось представление о том, какой это был нелегкий труд – создать такую красоту (особенно в XVIII в. – именно тогда основали хрустальный завод, а здесь представлена его продукция).

В музее все витрины строго разбиты по временам, когда были изготовлены, указано, кто являлся изготовителем. Потому очень интересно проследить, с чего начиналось производство, чего в нем было уникального. Первые стаканы «с мухой» (мухи были на них нарисованы) пользовались огромной популярностью.

Имеются примеры изготовления церковной утвари, икона, вышитая самой женой помещика, много других интересных предметов.

Небольшое производство представлено тоже уникальными экземплярами и простых рукомойников, которыми еще Лев Толстой пользовался (кстати, родной брат жены Бахметьева, хрустальной вдовы, которая после смерти мужа вела дела уже самостоятельно). Завод вдова сохранила, но фарфоровое производство пришлось остановить, тяжело было даме со всем управляться одной.

После революции продукция завода продолжала выпускаться. Но если раньше ее поставляли к императорскому двору, то теперь – к генсековскому. Здесь представлена копия набора, подаренного Сталину (а вазы, между прочим, монументальные, тогда, видимо, пошла эта мода на напольные).

Есть даже тот самый «фонтан» – хрустальная ваза с рубиновой звездой наверху. Портреты всех генсеков, гравированные на стекле, ваза с гербами 15 республик.

На первом этаже уже представлено современное искусство. Завод в 2008 г. обанкротили, и хрусталь производят теперь несколько малых предприятий. Но они – молодцы, очень оригинальную и красивую продукцию делают. Здесь и современные изделия, и экспонаты с симпозиумов «Хрустальное сердце России», которые здесь проходят ежегодно. Такие необычные шедевры, просто невозможно поверить, что это из стекла сделано.

Сейчас музей стекла и хрусталя — один из самых посещаемых в Пензенской области. В целом Музей стекла и хрусталя в городе Никольске дает неповторимую возможность на основе коллекции лучше познакомиться с местной историей, узнать историю мирового и отечественного стеклоделия, понять различные технологические приемы и увидеть новые художественные достижения в стекле. Это — уникальная копилка истории, культуры, традиций, незаменимая школа мастерства и духовно-нравственного воспитания.

В. Русланова

фото

Изображения основателя завода не сохранились до наших дней. Наверху слева – его сын Николай Алексеевич Бахметев (владел заводом с 1800 г), Справа – внук основателя и сын Николая Алексеевича Алексей Николаевич Бахметев (владелец с 1836 г.). Справа – вдова основателя завода Агафоклея Ивановна Бахметева продолжала дело муж (основателя) с 1779 г. Слева – Анна Петровна Бахметева-Толстая, вдова А.Н., родственница Льва Толстого, владела заводом после смерти мужа с 1861 г. Ей удалось сохранить завод от разорения в пореформенные 1860-е годы. При ней завод продолжал участвовать в выставках, хотя дорогостоящие и сложные изделия выпускались редко и выполнялись по заказам. В это время выпускалась простая и дешевая стеклянная посуда для трактиров, чайных и небогатых частных заказчиков. В середине – портрет Александра Дмитриевича Оболенского.

фото

Стакан А.П.Вершинина

Фото стакана А.П.Вершинина взято из книги В.Головой

Знаменитый стакан («стакан в стакане») работы А.П.Вершинина, работа 1802 г. – эталон мастерства. Между двумя стенками вставка из мха, травинок, бумаги, перьев и ткани. Сюжет из жизни помещичьей усадьбы 1800-х годов. В середине 1990-х годов стакан из музея украли. Предполагают, что таких стаканов было всего шесть (есть что-то в Эрмитаже) и стоимость одного экземпляра может достигать 10 млн. долларов (!!!).