Кремли России. От А до Я

В истории Руси было лишь два Великих города – Великий Новгород и Ростов Великий. Сегодня мы окажемся в Ростове Великом – древнем русском городе, оставившим славный след в нашей с вами истории. Именно Ростовский кремль является одним из самых красивых в мире, определенно вызывающий из глубин бессознательного образ сказочного былинного русского города.

кремли России

РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ — первоначально резиденция митрополита Ростовской епархии, называвшаяся митрополичьим (архиерейским) двором. Расположен в центре Ростова около озера Неро. В настоящее время ансамбль кремля состоит из архиерейского двора, примыкающей к нему с севера Соборной площади с Успенским собором и с юга — митрополичьего сада.

Еще в самые отдаленные времена здесь – на впадении реки Сары в озеро Неро было основано финно-угорское городище, названное сейчас «Сарским». Четыре высоких вала, разделяли тогда это поселение на три части. Позднее, в X-XI вв. в этом месте проживало смешанное население со значительной долей славян (словен и кривичей). Более 20 лет с 988 г. в нем княжил Ярослав Мудрый. В конце своей недолгой жизни городом управлял и его младший брат князь Борис, ставший одним из первых русских святых.

кремли России

Столицей северо-восточных владений русских князей Ростов оставался до 1125 г., пока князь Юрий Долгорукий не перенес центр своих владений в Суздаль. В 1207 г. Ростов Великий стал главным городом небольшого удельного княжества. Здесь действовала своя иконописная школа. Местные монастыри – Петровский, Иоанно-Богословский – были центрами книжности. Особенно славился Григорьево-Богословский монастырь под названием «Затвор», в котором учились знаменитые монахи, в том числе Стефан Пермский и Епифаний Премудрый. Несмотря на присоединение в XV в. Ростовского княжества к Московскому, значение города сохранилось.

кремли России

Центром архиепископии, а затем и митрополии Ростов оставался с XI до конца XVIII в. Поэтому с древнейших времен город застраивался сооружениями, которые соответствовали бы его положению духовного центра обширного христианского края. Так, еще в XI в. здесь был основан первый в Ростовской земле монастырь – Авраамиев, который сохранился до наших дней. Большое строительство в Ростове велось и в середине XII в. при Владимирском князе Андрее Боголюбском и в начале XIII в. – при Константине, сыне великого князя Всеволода Большое Гнездо.

Татаро-монгольское нашествие почти на 200 лет приостановило, как, и на всей территории Руси, монументальное строительство в Ростове. Но, начиная с XV в., оно возобновляется. В середине XVI в. – в период расцвета международной торговли России через Белое море, в которой участвовал и Ростов, – здесь ведется большое каменное строительство. Об искусстве ростовских зодчих было известно далеко за пределами Ростовской земли. Их приглашали строить в Москве, Кирилло-Белозерском монастыре и других местах. Но самые грандиозные сооружения возводятся во второй половине XVII в. Это «Архиерейский дом», строившийся, начиная с 1660-х гг., более 30 лет. В XIX в. он стал именоваться одним коротким звучным словом «кремль».

кремли России

Во время постройки защитных стен Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности — широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени. Храмы на территории кремля относятся к разным эпохам и позволяют проследить изменения в традициях православной архитектуры.

Ростовский кремль был построен в 1650—1680-е гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Этот замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: открытая площадь с квадратным прудом посередине, рядом с которым красовался в старые времена яблоневый сад. По периметру живописной асимметричной композиции гражданские и церковные постройки.

По словам заведующего архитектурным отделом Ростовского кремля А.Г. Мельника, «по замыслу митрополита Ионы, ансамбль должен был с небывалой для того времени наглядностью символизировать небесный град – горний Иерусалим». А, согласно Апокалипсису, небесный Иерусалим «имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот». Резиденция митрополитов представляет собой почти прямоугольную в плане крепость со стенами толщиной 2 м, высотой до 12 м и 12 башнями.

кремли России

После того, как в 1787 г. было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось, и архиереи были готовы продать его на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству в 1860-е — 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован на его средства.

По инициативе А.А. Титова, И.А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. кремль принял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий император Николай II. В 1910 году Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание.

Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 24 августа 1953 г., предварительно прошедшего по двум улицам Ростова, а после ушедшего в озеро Неро. Аварийно-восстановительные работы отдельных объектов Ростовского кремля переросли в научную реставрацию по воссозданию первоначального облика всего ансамбля. Работами руководил выдающийся реставратор В.С. Баниге, приехавший в Ростов почти сразу после смерча. В 1957 г. на большей части объектов реставрационные работы были закончены. Из-за отсутствия финансирования завершение реставрации состоялось позднее.

С конца 1960-х гг. архитектурно-музейный комплекс Ростовского кремля является одной из ключевых достопримечательностей туристского маршрута по древнерусским городам центральной России «Золотое кольцо», привлекающего значительное количество посетителей из России и из-за рубежа.

Удивительно, но Ростовский кремль, пожалуй, единственный в стране, сохранивший для истории не только имя своего строителя, но даже его изначальные замыслы проектирования. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 г. с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям.

кремли России

В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 г. ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один — те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля — пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор — он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м. Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Собор расположен в историческом центре города. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор — не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 г., еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет. В 1160 г. он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 г., по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 г. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 г., рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня. Современная кирпичная церковь была построена в 1508-1512 гг.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI в. Не известно, случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени, горизонтальные тяги филёнки и др.

Звонница четырёхъярусная, состоит из двух поставленных вплотную зданий. В одном здании, с тремя открытыми проёмами в четвертом ярусе, размещается большая часть колоколов. Другое здание с более высоким четвертым ярусом построено специально для колокола «Сысой». Каждый из четырёх пролетов имеет луковичную главку на глухом барабане. Здание звонницы отличается простотой и гармонирует со зданием собора. Декоративное убранство звонницы скромное, прясла расчленяют стены на четыре части в соответствии с проёмами. Однако доминируют не вертикальные, а горизонтальные линии карнизов. Проёмы в верхней части имеют килевидные завершения, повторяют килевидную форму закомар собора. В звоннице размещена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории ростовского кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие — колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

После революции 1917 г. Успенский собор был передан в пользование общине, а впоследствии закрыт, но не был разрушен. В 1991 г. Успенский собор Ростовского кремля был передан Русской православной церкви.

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 г. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький — вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

кремли России

Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор (1508-1512), звонница Успенского собора (1682-1688), Святые ворота (1754), Надвратная церковь Воскресения (около 1670), Судный приказ (1650—1660), Надвратная церковь Иоанна Богослова (выглядит наиболее нарядной, чем другие церкви кремля, около 1683), церковь Одигитрии (стиль московского барокко. Это последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора, 1692—1693), церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного – домашний храм митрополита Ионы Сысоевича примечателен тем, что в его архитектуре использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы, но только в более простом и строгом исполнении) (1675), Церковь Григория Богослова (1680-е гг.), Красная палата (1670—1680), Часобойня (XVII в.), «Дом на погребах» (XVII в.), Хозяйственный корпус (XVII в.), поварня и приспешня (XVII в.), Самуилов корпус (XVII—XVIII в.), Белая (Столовая) палата (около 1675), стены и башни Митрополичьего сада (1680-е гг., сер. XVIII в.), Садовая палатка (XVII в.), башни и стены кремля (1670-е — 1680-е гг.), Конюшенный двор (конец XVII в.).

На южной стороне двора расположен корпус митрополичьих хором. Первый его этаж был построен еще в XVI в., а второй – в начале 1670-х гг. Через 100 лет, в 1770-е – при архиепископе Самуиле Миславском – надстроили третий этаж, здание получило новый классицистический облик и было переименовано в «Самуилов корпус». Рядом расположены Государские хоромы, которые были предназначены для встречи государя. Они построены в 1670-е, частично разобраны в 1840-м и реконструированы в 1968–1969 гг.

За Самуиловым корпусом «спрятано» сложное здание Белой столовой палаты, возведенной в 1672 г. Ее одностолпный интерьер восходит к московской Грановитой палате. В 1675 г. к ней пристроили одноглавую домовую церковь Спаса на Сенях.

Левее от Самуилова корпуса – двухэтажный корпус красного цвета так называемый «Дом на Погребах». «Дом на Погребах» получил свое название из-за того, что стоял он как раз на них. Двухэтажный корпус, примыкающий с севера к Иераршим палатам и Водяной башне. Постройка очень проста и лишена каких-либо декорирующих ее элементов, всего несколько окон в полуподвальных помещениях имеют наличники, остальные два этажа вообще их лишены. Арочные перемычки заменены плоскими трехцентровыми. Второй этаж выполнен из дерева, поэтому часто подвергался пожарам, после пожара 1758 г., сруб простоял более 200 лет и был заменен окончательно в 1973-1974 гг.

К южной и восточной стенам кремля примыкают хозяйственные постройки XVI– XVII вв.: поварня и приспешня, пивоварня, сушила на леднике и кладовых палатах, а также Иераршие палаты, в которых, по преданию, в начале XVII в. жил ростовский митрополит Филарет – отец царя Михаила Фёдоровича. Почти все постройки кремля объединялись переходными и «висячими» галереями.

В 1683 г. были построены западные ворота с двумя башнями и стройной надвратной пятиглавой церковью Иоанна Богослова на высоком подклете. Четыре нижних яруса фресок посвящены житиям Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Особенный интерес представляет расписной каменный иконостас, редко встречающийся в других городах. Кроме церкви Иоанна Богослова, такие иконостасы сохранились в церквях Воскресения и Спаса на Сенях.

Считается, что постройка этой церкви стала завершающим звеном в создании неповторимого облика ансамбля владычной резиденции, в воплощении грандиозного замысла заказчика и создателя этого ансамбля – ростовского митрополита Ионы. Среди храмов Архиерейского дома церковь Иоанна Богослова выделяется изысканной гармоничностью своих пропорций и нарядностью оформления фасадов.

После перевода в 1788 г. архиерейской кафедры в Ярославль церковь Иоанна Богослова, как и другие домовые храмы, была оставлена без богослужения. Помещения под ней стали использоваться под винные и соляные склады. При этом были заложены наружные проемы ворот, повреждены конструкции сводов, выпилены железные связи. Стены церкви стали давать осадку, здание в целом получило наклон и к началу XIX в. пришло в аварийное состояние.

В 1698 г. преемник Ионы Сысоевича митрополит Иоасаф Лазаревич закончил строительство последнего в ансамбле Ростовского кремля храма – церкви Одигитрии. Он пытался продолжить строительную политику своего предшественника, но лучшие времена ростовского митрополичьего дома уже миновали: реформы Петра I подорвали его экономическое могущество.

Храм вплотную примыкает к стене архиерейского дома. Первый этаж использовался по бытовому назначению, благо помещений было множество. В архитектурном стиле, церковь Одигитрии больше подходит для стиля барокко второй половины XVII в.

Уже при преемнике митрополита Ионы – Иоасафе в 1692–1693 гг. была построена отдельно стоящая трапезная палата с бесстолпной церковью в честь Смоленской иконы Божией Матери. Своим чуть более поздним оформлением – раскраской в «шахмат», 20-ю лепными картушами и барельефными ангелами и херувимами в духе нарышкинского барокко – это сооружение выделяется из общего ансамбля кремля.

Красная палата получила свое название благодаря своей красоте, от нее и весь дворец получил то же имя. Красная палата имеет в своем строении два этажа. На первом, площадью 250 м2 существовала «Хлебная», а также восемь жилых палат.

Своды «хлебной» опирались на столб, который располагался в самом центре помещения и пронизывал здание насквозь. Свет давали десять окон, расположенные по обеим сторонам. На втором этаже (был разрушен в XIX в.) располагалась трапезная, расписанная фресковой живописью, пол покрыт чугунными плитами. Рядом с трапезной располагались сени, и, как и на первом этаже – восемь жилых палат, через которые можно было пройти по висячим галереям на южную и западную стены кремля, к церквям Иоанна Богослова и Григория Богослова.

В 1675 г., на месте деревянной церкви, которая сгорела в 1671 г., была построена церковь Спаса на Сенях. Изначально, церковь была задумана как домовая церковь митрополита, в которой проводили торжественные богослужения и принимали высокопоставленных гостей.

Церковь Спаса на Сенях являлась главным храмом Ростовского Архиерейского дома. В «Летописи о Ростовских архиереях», составленной уже в XVIII в., сообщается, что каменной Спасской церкви предшествовал деревянный храм, построенный «предивным образцом» тем же митрополитом Ионой и сгоревший в пожаре 1671 г.

В 1730 г. церковь Спаса на Сенях пострадала от «великого» ростовского пожара, уничтожившего половину города. Тогда сгорела ее деревянная кровля и глава, опаянная белым железом, «свалился» железный крест, покрытый золоченой медью. После пожара на церкви Спаса, как и на других обгоревших домовых церквах, была устроена четырехскатная тесовая кровля, а глава покрыта лемехом.

Период по-настоящему капитальной и для своего времени высококачественной реставрации наступил с началом деятельности Комиссии по возобновлению кремлевских зданий и открытием в 1883 г. в отреставрированной Белой палате Музея Церковных древностей.

Сейчас в Музее Церковных древностей находится крупнейшая в России коллекция ростовской финифти. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII–XX вв.

С севера к митрополичьему двору в конце XVII в. была присоединена соборная часть городской площади с Успенским храмом. Она обнесена невысокой стеной.

В ходе археологических раскопок, проведенных Н. Н. Ворониным в 1939-м и 1954–1955 гг., обнаружили, что современный кирпичный пятиглавый шестистолпный Успенский собор был построен на основании стен предыдущей каменной церкви. Её возвели в 1161–1162 гг почти одновременно с церковью Покрова на Нерли. Помимо хорошо отёсанных каменных блоков от неё сохранились камни с орнаментальной резьбой, поливные керамические плитки пола, остатки фресок 1187 г. и бронзовые ручки дверей.

Помимо уже упоминавшихся съемок на территории ростовского кремля фильма «Иван Васильевич меняет профессию», в конце 1960-х – 1970-х гг. в Ростовском кремле проходили съемки эпизода поимки инкассатором Анисовым Фантомаса для фильма «Семь стариков и одна девушка».

В наши дни Ростов Великий — один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10».

Виктор Юнак