Копорье – первое «окно в Европу»

Копорская крепость – одно из самых красивых, интересных и романтичных мест Ленинградской области. К сожалению, о ней не знает большинство горожан, а региональные и федеральные власти проявляют к бесценному историческому памятнику мало внимания.

Одна из древнейших крепостей России располагается на скалистом обрывистом острове, окруженном со всех сторон глубокими оврагами природного происхождения в 12 км к югу от Копорской губы Финского залива. Высота склонов острова достигает 50 м, если вести отсчет от уровня дна оврага, по дну которого протекает небольшая речушка Копорка, образующая в нескольких местах своего течения шумные водопады. Сама природа сделала скалистый остров неприступным, чем поспешили воспользоваться новгородские поселенцы, обосновавшиеся здесь в начале XIII в.

крепость

Первое упоминание Копорья в русских летописях датируется 1240 г. Тогда немецким рыцарям Ливонского ордена удалось отбить у новгородцев скалистый остров в Копорском погосте и возвести на нем деревянные укрепления. Прикрываясь благими намерениями в виде желания привести местное население к истинной вере, рыцари поставили под контроль движение судов на реках Плюссе и Луге и безнаказанно грабили местное население, новгородских купцов, путешественников. Действуя как самые обыкновенные разбойники, рыцари, едва завидев вооруженный отряд новгородцев, немедленно скрывались за высокими стенами крепости.

В 1241 г. Александр Невский отбил крепость у немецких рыцарей и разрушил ее. Софийская I летопись так сообщает об этом событии: «Въ то же лѣто по възвращению, побѣдѣ великаго Александра Ярославича, тое же зимѣ пакы приидоша от Западныя страны Нѣмци и Чюдь на Водь. И повоеваша все, и дань на них възложиша, и срубиша городъ въ Копории въ отечествѣ великаго князя Александра Ярославича. <…> Того же лѣта поиде князь Олександръ на Нѣмцы, на городъ Копорье, съ Новгородци и взя городъ, а Нѣмцы приведе въ Новгородъ».

Многие исследователи отмечают, что без взятия Копорья Александру Невскому не удалось бы в дальнейшем выиграть сражение у Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 г.

В 1280 г. сын Невского великий князь Дмитрий Александрович испросил разрешение у новгородцев поставить каменную крепость и взять себе, и дружине своей прилегающие земли для прокорма. Новгородцы в просьбе не отказали, более того, стали активно материально помогать инициатору строительства:

«Князь Великий Дмитрий с посадником Михайлом и с большими мужи, шедше, обложиша город камен Копорье» (1280 г., Новгородская первая летопись).

ворота

Однако чрезмерно усилившийся князь, который перевез в Копорье свою семью, устроил казнохранилище, разместил крупный гарнизон стал внушать новгородцам опасение своей чрезмерной самостоятельностью. Правда, новгородцы никак не могли помешать подобному усилению, пока в 1282 г. князь Дмитрий в результате междоусобной войны со своим младшим братом Андреем не потерял новгородское княжение. Тут ему припомнили старые обиды и изгнали из Копорья, а крепость разобрали в буквальном смысле до основания: «Город разруши и гору раскопаша».

Впрочем, спустя 15 лет только в 1297 году новгородцы решили восстановить каменную крепость, вскоре ставшую второй по важности после Ладожской крепости. В дальнейшем вокруг крепости разрастается крупное поселение, оформившиеся в город Копорье, ставший административным центром Водской Пятины Новгородской республики.

Несмотря на то, что крепость отстоит от Финского залива на 14 км, с нее прекрасно просматривался залив, что позволяло контролировать судоходство и заранее предупреждать о появление на горизонте кораблей неприятеля. Даже сейчас, в ясную погоду, можно рассмотреть голубую полосу Финского залива, находясь у подножия стен крепости. Но ранее воды Балтийского моря плескались на несколько километров ближе к укреплениям.

До 1384 г. крепость Копорье являлась первым «окном в Европу» будучи в первом эшелоне обороны Новгородских земель и вдаваясь клином в земли Ливонского ордена. Однако с обустройством крепости Ям Копорье теряет свое значение оказавшись, в разряде крепостей второго эшелона обороны.

башни

В 1478 г. Новгородская республика вошла в состав Московского государства, которое взяло на себя заботу о ремонте новгородских крепостей в свете сложной международной обстановки. Так, крепость Копорье впервые прошла первую капитальную реконструкцию. Накануне Ливонской войны ориентировочно в первой четверти XVI в., крепость серьезно перестраивается. И с тех пор существенных изменений в архитектуре сооружения уже не происходило. Поэтому тот привычный нам вид крепости Копорье оформился не 800 лет назад, а только 400.

В плане крепость напоминает треугольник, что объясняется конфигурацией самого каменного острова. Стены сложены из аккуратных тесаных плит серого плитняка на известковом растворе. Толщина стене достигает пяти метров, а высота – 15 м. Четыре башни высотой в 20 м вынесены далеко за линию стен. Каждая башня насчитывает пять ярусов, где располагался гарнизон. Изюминкой стен и башен являлось наличие бойниц особенного устройства – они сужаются к центральной части стены и значительно расширяются как с внутренней, так и с внешней стороны. Подобное устройство бойниц помогало защитникам крепости вести прицельный огонь по осаждавшим. При этом противнику было сложно вести ответный огонь.

В 1565 г., когда царь Иван Грозный разделил Московское царство на опричнину и земщину, Копорье вошло в состав последней.

В период с 1612 по 1703 гг. крепость Копорье находилась в шведских владениях и являлась важным опорным пунктом шведской армии, осуществлявшей вылазки на территорию России. Только в 1703 г., во время Северной войны, генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву удалось выбить из Копорья шведский гарнизон, и с тех пор крепость более не меняла страну приписки.

Русское войско, осадившее крепость, насчитывало восемь пехотных полков, дворянскую конницу, пять пушек, три мортиры и две гаубицы. К штурму крепости приступили 27 мая 1703 г. Несколько часов интенсивного сконцентрированного артиллерийского огня привело к образованию огромной бреши в юго-западной стене крепости и впечатлило засевших в ней шведов, поспешивших выбросить белый флаг. Гигантская брешь и поныне там зияет, и является обязательным объектом экскурсионной программы.

Пётр I посетил крепость уже 1 июня того же 1703 г. вместе с Александром Меншиковым, которому в дальнейшем это укрепление с прилегающими землями отошло в собственность. Испытывая тягу к роскоши, Александр Данилович распорядился построить для себя любимого деревянный дворец во внутреннем дворе крепости.

фото

С расширением русских земель на запад крепость Копорье потеряла стратегическое значение, а после указа Екатерины II от 1763 г. и вовсе была вычеркнута из перечня крепостей России, что привело к оттоку населения, отчего городок стал маленьким селением, которое вместе с крепостью в 1809 г. выкупил Василий Николаевич Зиновьев. Изначально Василий Николаевич замыслил разобрать крепость, чтобы поднять деньжат на распродаже тесаных плит, однако статс-секретарь Государственной канцелярии Фёдор Иванович Энгель категорически запретил разрушать «подобные древние здания…».

Копорье получило наименование Пригородная слобода, в таком наименовании встречалось в документах этого периода: «ПРИГОРОДНАЯ — слобода принадлежит статской советнице Юрьевой, число жителей по ревизии: 143 м. п., 157 ж. п.;
Местопребывание пристава». (1838 год)

На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П.И. Кёппена 1849 г., упомянуто село «Kaporia», населенное ингерманландцами-савакотами.

В пояснительном тексте к этнографической карте записаны:

Kaporia (Пригородная слобода, Капорье), количество ингерманландцев на 1848 год: 28 м. п., 30 ж. п., всего 58 человек

Kaporia Gut (Мыза Капорья), количество ингерманландцев на 1848 год: 4 м. п., 6 ж. п., всего 10 человек.

Согласно 10-й ревизии 1856 г. мыза Гревово (так тоже именовали это поселение в данный период) принадлежала помещику Андрею Зиновьеву.

На карте Санкт-Петербургской губернии 1860 г. Копорье обозначено, как слобода Пригородная, состоящая из 45 крестьянских дворов и при ней мыза Гревова (Зиновьева): «ПРИГОРОДНАЯ (КОПОРЬЕ) — слобода владельческая при реке Копорке и ключах, число дворов — 43, число жителей: 125 м. п., 135 ж. п.; церквей православных две. Волостное управление. Сельское училище. Развалины крепости Копорье. Ярмарка. (1862 год).

Согласно материалам по статистике народного хозяйства Петергофского уезда 1887 г., мыза Гревово (Копорье) площадью 12 216 десятин принадлежала надворному советнику Д. В. Зиновьеву. В мызе была кузница, крестьяне там занимались рыбной ловлей, охотой; в мызе имелось 7 домов, 2 лавки, 2 мельницы, постоялый двор и кожевенный завод. Хозяин территории давал право в аренду на рыболовство, охоту, сбор грибов и коры.

Зиновьевы владели крепостью более века. На территории сооружения была возведена фамильная часовня-усыпальница, а в поселении разрослись многочисленные постройки огромной усадьбы.

В 1904 г. в Копорье родился будущий Герой Советского Союза (1943) Михаил Александрович Серов.

В 1930 г. в селе насчитывалось всего 63 двора, а также находились три церкви, часовня, совхоз и лесопилка. Однако уже спустя три года село Копорье являлось административным центром Копорского сельсовета Ораниенбаумского района, в который входили 14 населенных пунктов, включая и собственно село Копорье, общей численностью населения 2027 человек.

Последние испытания на долю крепости выпали во время Великой Отечественной войны. Во время войны Красная армия оставила Копорскую крепость 1 сентября 1941 г., однако враг был остановлен в 7 км к северу у реки Воронка, где более чем на два года пролегла граница Ораниенбаумского плацдарма. В январе 1944 г. войска Красной армии имитировали активность в районе Копорья, отвлекая сюда основные силы противника. Копорье было освобождено 29 января 1944 г. в ходе операции «Январский гром» под командованием генерала И.И. Федюнинского.

Не обошлось в селе и без разрушений. Правда, пострадала не сама крепость, а Спасо-Преображенский собор, расположенный во внутреннем дворе. В советское время собор был переоборудован под клуб, а немецко-фашистские захватчики приспособили его под кинотеатр, сгоревший во время боевых действий.

В Копорской крепости уцелели стены толщиной около 2 м, а также четыре угловые башни (высотой около 20 м) — Северная, Южная, между которыми расположена цитадель, а также Средняя и Наугольная башни; последняя из них наиболее пострадала от времени.

Также на территории сохранилась полуразрушенная церковь Преображения. Этот небольшой по площади (10×14 м) каменный одноапсидный четырехстолпный храм был построен новгородскими мастерами в первой четверти XVI в. Также сохранились подземные ходы, в том числе два подземных хода под Северной и Южной башнями крепости и еще один ход за церковью, который ведет к реке. Именно эти подземные ходы и являются главной загадкой крепости Копорья, которые строились на протяжении почти всей многовековой истории крепости. И если в настоящее время обнаружены тайники и подземный ход к реке Копорка, то наличие остальных подземных помещений остается на уровне догадок. Здесь примечательна легенда о наличии золотой кареты самого Карла XII, которую запрятали шведы накануне штурма крепости русскими в 1703 г.

Только в 1970 г. начались первые работы по изучению и восстановлению выдающегося памятника русского фортификационного зодчества. Данные работы производятся и в настоящее время, благодаря чему у путешественников сохраняется возможность посетить крепость Копорье.

В крепости и ее окрестностях проводятся фестивали. Самый масштабный — летний историко-фольклорный праздник «Копорская потеха» с музыкой, ярмаркой, детской зоной и потешными боями.

С 2001 г. в крепости функционирует музей, входящий в состав Музейного агентства Ленинградской области.

Кроме крепости, в селе Копорье находятся погост, оранжерея и парк XIX в., а также Дом культуры, построенный в 70-х годах XX в. Помимо этого, недалеко от крепости Копорье, на окраине деревни Ломаха в Ленинградской области, одиноко расположился огромный валун из гранитной породы, совершенно нетипичной для здешних мест, памятник природы — валун «Русич», но встречаются также и другие названия: Ломахинский камень или Климатинский камень.

Величаво возвышаясь среди ровного поля, валун уже издалека привлекает к себе внимание, ибо камни подобных размеров на юго-западе Ленинградской области встречаются крайне редко. В высоту Русич достигает 5 м, в диаметре – около 8 м, а в обхвате 33 м. Приблизительный вес оценивается в 500 тонн.

Лишь в конце XIX в., благодаря исследованиям русского учёного Петра Алексеевича Кропоткина, стало понятно, что валун Русич, как и другие его «собратья», были перенесены со своей родины коварным ледником. Как известно, в результате последнего ледникового периода, завершившегося приблизительно 15 000 лет назад, миллионы тонн скальных пород были разнесены по Европе в разных направлениях. Что касается валуна Русич, то предполагается, что его родиной является Выборгский район, где отмечены выходы гранита-рапакиви и находился один из центров формирования ледника. Сам же валун покоится в 15 км от Финского залива на высоте 110 м над уровнем моря.

От названия села, согласно некоторым толковым словарям середины XIX века, происходит термин копорский чай, по утверждению В.И. Далю – «поддельный чай, из листьев разных видов растений».

Ныне село Копорье – административный центр Копорского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области, в состав которого также входит также станция Копорье с расположенными рядом жилыми домами. В 1997 г. в селе проживали 1607 человек, в 2002 г. — 1435 человек, в 2007 г. — 1723.

Виктор Васильев