Израненные горы

Регион Кавказские Минеральные Воды известны не только своими целебными источниками, но  горами-лакколитами. Горы славились своей необычной формы.

В XX веке в горах были обнаружены ценные ресурсы и уран. Те горы, в недрах которых не нашли уран, постигла не менее печальная участь. Их стали разрушать ради строительного камня, создавая карьеры. Карьер — искусственное разрушение горы.

В горах бурили скважины, которые уходили в глубь на десятки метров. Затем скважины набивали взрывчаткой до отказа. После этого проводили взрывы, и работники карьера грузили камни на грузовики, которые катили по городам КМВ с присущим им грохотом и скрежетом. Взрывы  горы иногда  были настолько мощные и оглушительные, что даже жители ближайших домов жаловались, что у них стены шатались.

Израненные горы

В конце XX века горы перестали разрушать. Но многие лакколиты видоизменили, а другие и вовсе разрушены до основания.

Чем человек становится разумнее, тем большим разрушителем он становится. Горы Кавказских Минеральных Вод всего лишь один из многочисленных примеров пагубного влияния человека на окружающую среду.

Медовая

В городе Железноводск находится гора Медовая, высота которой составляет 725 метров. Внешне гора напоминает плавник огромной рыбы, а ее подножие — спину морского обитателя, находящийся ниже «зеленого океана» из леса. Ее оранжевые скалы имеют многочисленные отверстия, которые по форме похожи на пчелиные соты. Когда солнце на закате освещают ее, лакколит похож на гигантский пчелиный улей, который возвышается над бескрайними зелеными лесами Бештаугорского заказника.  На Медовой водились дикие пчелы.

Идиллия была нарушена в предвоенные и послевоенные годы. Вершину Медовой взрывали из-за каменной породы для устройства бордюров и добычи щебня для засыпки дорог. В результате, половина вершины лакколита срезана. Исчезли некоторые виды флоры и фауны, в том числе и дикие пчелы.

Острая

Гора  получила свое название из-за острой вершины. Представляет собой гребневидный скальный останец длиной 550 м и высотой 870 м. Острая имеет скалистые и обрывистые склоны. Из-за этого подъем на нее опасный. Острая — обитель любителей экстремального вида спорта. Здесь проходят альпинисты участвуют в тренировках и соревнованиях.

Боковые стороны горы частично разрушили взрывами. Острую уничтожали для строительства Волго-Донского канала. Уже хотели разрушить и среднюю часть горы. Но живописные окрестности Железноводска в 1978 году признали заповедниками. Это спасло лакколит от полного разрушения.

Шелудивая

Гора Шелудивая — останцевый магматический лакколит Пятигорья. Находится на южном окраине города Лермонтова и в 2 км в западу от горы Бештау. Высота лакколита составляет 874 метра, ее площадь равна — 1 кв.км. На горе растет бештаугорский вид мака. Это растение цветет только здесь и больше нигде на планете.

Израненные горы

Склоны покрыты каменными осыпями и скальными выступами. Поэтому горы и называют Шелудивая. У горы есть «старое» название «Зеленая»  — летом лакколит покрывается зеленой растительностью, и он действительности становится зеленым. Ее склоны покрывались зелеными травами, а вершина широколиственными деревьями.

С горы Бештау лакколит похож пирамиду. Из города Лермонтова напоминает овцу, которую обрили. На склонах Шелудивой скалы, широколиственные леса и горно-луговая растительность перемежаются между собой.

Карьер на горе работал 1950-1970 годы. Поэтому сегодня кажется, что будто гигантский кухонный нож срезал половину горы как сливочное масло.

Сегодня на горе запрещены любые работы и движение транспорта.

Подняться на вершину можно по северному и восточным склонам. Южный и западные склоны нарушены карьером из-за чего слишком отвесные. На вершине Шелудивой тоже нужно быть осторожным — на скалистой поверхности есть каменистые осыпи.

Кинжал

Возле аэропорта города Минеральных Вод на КМВ возвышается невысокий, серый, каменный пьедестал. Там нет зелени, не водятся животные. Все выглядит темным и однообразным. Безжизненная груда камней и песка, которая портит общий зеленый живописный вид всего региона Кавминвод.

Когда-то этот невысокий пьедестал, был живописной горой Кинжал, чья вершина, похожая на лезвие ножа, превышала пол километра в высоту, 506 метра. Самый северный лакколит хорошо вписывался в пейзаж с ближайшим населенным пунктом Канглы и всегда привлекала, и местных жителей, и туристов.

Израненные горы

Подножие горы по внешней форме напоминало рукоятку кинжала, а вершина горы напоминала лезвие холодного оружия. Словно гигантский каменный кинжал поднимался до самих небес и разрезал своим каменным лезвием облака и скреб сам голубой небосклон.

Гора находилась. Острая пирамида располагалась недалеко от железнодорожной станции города Минеральных Вод. Кинжал отлично вписывался в пейзаж недалеко находящийся населенным пунктом Канглы. В каждом городе курорте КМВ находилась гора, которая ассоциировалась с ним. Пятигорск ассоциировался с горой Машук, КМВ — с горой Бештау, город Железноводск с горой Железная. Лакколит Кинжал был когда-то символом города Минеральных Вод.

Некоторые полагают, что «Кинжал»  — русифицированное название. На местном ногайском языке она называется «Кровавая дорога». Согласно у лакколита произошел тяжелый бой между ордынцами и горцами. Оборонявшие отступали вверх по горе и были ,впоследствии сброшены с вершины лакколита. «Канглы» тоже считается русифицированным ногайского названием «Кровавое».

Высота горы составляла 506 метров. Судя по фотографиям, ее склоны были покрыты лесами и зеленью. Располагалась на левом берегу реки Суркуль, в почти в 3 км от места слияния ее с рекой Кумой и 1,5 км от села Канглы.

В 1949 году в Кинжале прорубили первую штольню. Геологоразведчики хотели найти запасы урана. Но урана в штольне не оказалось. Однако на горе обнаружили большие запасы щебня, необходимого для строительства. За несколько лет их полностью опустошили.

В 1954 году на подножие существовал и работал обширный карьер. Люди сделали отвалы. На карьере работали камнедробилки, ехали экскаваторы по ступеням карьера и шли самосвалы.

В восточной стороне пробурили длинную штольню. Туда заложили почти 50 тонн взрывчатки. Когда прогремел взрыв, осыпалось 100 тысяч тонн камня. Взрыв оказался настолько мощным что даже ближайший поселок Канглы содрогнулся. Уроженцы поселка даже решили, что началась война. В Канглах от взрыва разбились окна и обрушилось несколько стен.

Израненные горы

В 1956 году уже стали разрушать восточную сторону Кинжала. В 1960 году было принято взрывать вершину лакколита, хотя в 1961-м ее признали памятником природы. Когда была полностью срезана вершина Кинжала точно неизвестно, но это было осуществлено не позднее середины 60-х годов.

Но трагедию усугубило то, что в новогоднюю ночь в 1961 году при заходе на посадку в гору врезался пассажирский самолет. Последние декабрьские дни 1961 г. в северокавказском регионе были обусловлены неблагоприятными погодными условиями – многие аэропорты региона были закрыты. Самолет, который следовал рейсом Москва‐Ереван вынужденно сел в Тбилиси. Вечером 31-ого декабря открылся аэропорт в Минеральных Водах и многие пассажиры хотели вернуться домой к Новому году. Самолет вылетел из Тбилиси в Минеральные Воды. В это время небо над аэропортом было полностью затянуто облаками, горизонтальная видимость была низкой и шёл слабый снег. Самолёту пришлось заходить на второй круг, в ходе которого он врезался в гору Кинжал.

Это дало повод еще больше и быстрее разрушать лакколит. Одна из версий гласит, что лакколит разобрали именно из-за этой авиакатастрофы в том же 1961-м, но это не совсем так: добыча камня началась задолго до крушения самолета, а сама катастрофа лишь ускорила гибель памятника природы.

Неизвестно когда карьер на Кинжале перестал работать. Однако к тому моменту гора уже была полностью разрушена. Нынешняя высота составляет всего 335 метров, вместо былых 506. Сам памятник природы мало, чем похож на лакколит.

В 1974-м году карьер уже не работал. Но это сделали не из-за заботы о природе, а потому что ничего было уже что-то добывать. Не осталось ничего от горы. Леса исчезли, животные эмигрировали. Теперь вместо горы, гостей Кавминвод встречает невысокий пьедестал — груда камней, где все выглядит серым и однообразным.

Даниил Боксёров