Аул-призрак Гамсутль

Удивительно, но небольшое и древнее селение в Дагестане под названием Гамсутль хорошо знают во всем мире. Благодаря соцсетям и телевидению село-призрак получило большую популярность среди исследователей, профессиональных путешественников, обычных туристов. И это не удивительно, ведь людей всегда привлекало все таинственное и выходящее за рамки привычного мира.

фото

Вдали от цивилизации, среди первозданной природы Северного Кавказа, на высоте 1500 м сохранились руины уникальнейшего поселения, которое в прямом смысле слова спрятано в горах. Речь идет о «городе мертвых», точнее сказать, ауле-призраке под названием Гамсутль (Гунибский район Республики Дагестан). Богатая на события история, тянущаяся с незапамятных времен, особенная архитектура, обусловленная тем, что дома «вырастают» друг над другом прямо из скалы, неожиданный функционал и трагические события, связанные со смертоносной эпидемией – все это, наложило печать таинственности, притягивающую любителей пощекотать себе нервы.

Одним из древнейших и загадочных поселений на Северном Кавказе, раскинувшееся на склоне и вершине горы Гамсутльмеэр, является заброшенный аул Гамсутль. Неприступные горы, единственная узкая тропинка, ведущая из долины по хребту растянувшейся скалы, обрывы, крутые склоны и глубокие расщелины – всего этого оказалось достаточно, чтобы древний горный народ аварцы выбрал это место для жизни. Из-за того, что документальных источников о существовании населенного пункта не обнаружено, по сей день доподлинно неизвестно время и предпосылки (кроме надежной природной защиты) его возникновения, хотя исследования показали, что люди здесь появились еще до нашей эры. Об этом свидетельствует кирпичная кладка, датированная IV в. до нашей эры, обнаруженная во время недавних раскопок.

фото

Точная дата его основания неизвестна, но учеными была найдена надгробная плита с надписями на древнеиранском языке возрастом около 2000 лет. То есть Гамстуль можно считать одним из самых древних поселений в России.

О значимости селения название говорит само за себя. Гамсутль – в переводе означает «у подножья ханской крепости», согласно же другим источникам – «крепость царя», что напрямую подтверждает гипотезу ученых об исторической значимости горного селения, в прямом смысле слова «вросшего» в каменистый склон горы и наличии надежно защищенного ханского дворца-крепости. Хотя абсолютно ничего не известно, кто и сколько времени правили ханы в этих неприступных краях, но то, что селение никогда не было эпицентром военных сражений позволяет предположить, что завоеватели так сюда и попали.

По этому поводу существует местная легенда. В давние времена в Гамсутле, который был уже крепостью, военачальником была женщина-полководец (единственная в истории Дагестана). Поскольку крепость расположена достаточно высоко и все подступы прекрасно просматриваются, военачальник всегда мог выиграть время и хорошо подготовиться, чтобы не подпустить врага к ее станам. Этим преимуществом и воспользовалась защитница, она разработала коварный план по завлечению врага в глубокое ущелье, где все солдаты легко были уничтожены. Учитывая, что в расщелине текла горная река, ее воды в ходе битвы окрасились кровью врага настолько, что жители долины ужаснулись от ее цвета. С тех пор они стали называть ее Красной рекой.

фото

Кстати сказать, попытки захвата поселения предпринимала и царская армия в XIX в., но у нее так ничего и не получилось. Но ни неприступность для войск захватнических армий, ни талант военачальников, защищающих город-крепость, не уберегли его жителей от холеры, значительно проредившей их ряды.

Учитывая, что в Гамсутле жили не только аварцы (согласно найденным табличкам на домах и надгробиях с надписями на персидском и арабском языках), логично предположить, что древний город-крепость был процветающим центром. Сюда прибывали ремесленники из других стран, особенно это заметно по элементам архитектуры и домашней утвари, которые неплохо сохранились, чтобы их могли идентифицировать археологи. На зданиях и исторических объектах можно встретить артефакты христианского, арабского и персидского миров, а на одном из домов даже выбита Звезда Давида, сакральный знак еврейского народа. То есть за 2000 лет существования город пережил влияние разных цивилизаций и культур, что делает его особенно интересным для исследования.

Гамсутль не зря сравнивают с легендарным поселением инков Мачу-Пикчу. Мало того, что обе крепости находятся высоко в горах, причем их сложно заметить, если находиться в долине, только с высоты гор или полета, можно увидеть странные поселения, «вырастающие» из скалы. Так еще, из-за ограниченного пространства горных склонов, дома в прямом смысле слова прижимаются друг к другу, чтобы не терять ни одного сантиметра драгоценной территории. Учитывая крутизну склона, неудивительно, что скалы выступали в роли задней стены, которую можно было углублять в зависимости от желаний и инструментальных возможностей, ведь вырезать породу – совсем нелегкая задача. Зато вырубленный материал можно было использовать для кладки остальных стен и перегородок (использовалась сухая кладка), дорог, ступеней и защитных стен.

В зависимости от статуса и благосостояния семьи дома в ауле имели разную этажность и общую площадь. Чем богаче владелец, тем выше был дом, поднимаясь по крутому склону на два, а то и три этажа, которые соединяли крутые лестницы, часто винтовые; да и оформление дверных и оконных проемов выразительно подчеркивал достаток. Чаще всего в таких домах были арочные двери и большие окна, а перед входом установлена табличка с именем владельца. Крыши же в домах были практически одинаковыми и создавались по определенной технологии – перекрытие из балок, покрытых деревянным настилом, на который укладывался утеплительный слой (состав из глины, сена и воды). Именно поэтому кровлю зданий, в первую очередь, смывало дождями или сносило ветром. А размер и наполняемость погребов зависели не только от достатка, но и количества членов семьи.

фото

Максимальная удаленность от соседних населенных пунктов и крупных городов, надежно защищенное место, стратегическое положение, и то, что несмотря на такую, казалось бы, полную изоляцию от окружающего мира поспособствовали тому, что вплоть до 1960-х в ауле жили люди, здесь были все условия для их приемлемого проживания. Об этом свидетельствует тот факт, что среди полуразвалившихся домов легко определяются главные центры инфраструктуры: магазины, школа, административное здание, больница с родильным отделением, иногда приезжал передвижной кинотеатр. Да и дорога к поселению позволяла добраться не только на вьючных животных, но и на автомобиле (сейчас дорога в крайне плачевном состоянии).

Понятно, что все эти блага появились здесь не со времен основания, период СССР был самым благоприятным для облагораживания инфраструктуры, что и объясняет причину того, почему народ не покидал насиженные места несмотря на сложный рельеф и природные катаклизмы с этим связанные, а также полную изоляцию от других населенных пунктов. Коренных горцев все устраивало, и они не торопились уезжать. Только после того, как селевой поток полностью уничтожил мост – единственное связующее звено с внешним миром, молодежь стала покидать аул, ведь основная работа была за пределами селения.

С 1880-х гг. по 1930-е гг. здесь жило почти 250 человек. Но начиная с 1970-х гг. люди стали постепенно уезжать из родных мест в города или другие села, находящиеся ближе к цивилизации и месту работы.

Наступил момент, когда в удивительном горном селении осталось всего три жителя (две женщины и мужчина), причем женщины враждовали из-за земли и совсем не общались, даже после того, как аул опустел. Когда непримиримые дамы покинули этот мир, остался лишь Абдулжамил Абдулжамилов выходец из аула, вернувшийся из города в родные места после выхода на пенсию. Его не испугала такая изолированность и одиночество, мужчина занимался разведением пчел и огородничеством, был прекрасным экскурсоводом для туристов, забредших в такую даль. С внешним миром Абдулжамила связывал лишь старенький радиоприемник и приятель из соседнего села, который приходил пообщаться, он же приносил свежую прессу и книги. До последних своих дней (2015 г.) неутомимый энтузиаст, которого называли директором музея под открытым небом, пытался возродить село, но, к сожалению, ему ничего не удалось сделать в этом направлении. Но до сих пор туристы находят остатки его огорода, где он выращивал огурцы, а еще следы пасеки самого известного сегодня старца Дагестана.

фото

После его смерти Гамсутль считается «аулом-призраком», привлекая любителей неординарных впечатлений. Это обстоятельство сподвигло предприимчивых тур-операторов на организацию впечатляющих маршрутов, куда отправляются лишь физически здоровые путешественники не моложе 15 лет (от дороги идет затяжной подъем протяженностью 1,5 километра, который придется преодолеть пешком). При этом туристы должны быть предельно внимательны и не пытаться заходить в дома с проваленными крышами, и даже прикасаться к некоторым из них, особенно после дождя. Оказывается, кладка без применения раствора в куче с бесхозностью и потоками воды, легко рассыпается от малейшего прикосновения. Кстати сказать, несмотря на значительные ограничения заброшенный аул стал довольно популярной достопримечательностью региона. И, если прибыть пораньше (к 11 прибывают целые автобусы с туристами), то получится все хорошенько осмотреть, сделать захватывающие атмосферные снимки и получить незабываемые впечатления.

Прогулки по селу Гамсутль подарят массу впечатлений. Можно долго удивляться мастерству древних строителей, которые, пользуясь только камнями и глиной, смогли создать такие добротные, прочные дома. Сейчас здесь сохранилось только несколько улиц, здания постепенно разрушаются. В прошлом на въезде стояли две огромные сторожевые башни, а проехать внутрь можно было только по откидным мостам.

Михаил Чудской