Анонс журнала Дополнительное образование и воспитание, №4 2020

журнал дополнительное образование и воспитание 4 2020ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Понкратова М.Н. Рефлексия как профессиональная компетенция педагога допобразования

Педагогическая рефлексия – постоянный анализ собственной профессиональной деятельности, сопоставление ее с опытом других и достижениями в педагогической науке. Критическая оценка своих успехов и неудач, соединение теории с практикой. Роль рефлексии чрезвычайно важна в осмыслении педагогом своего профессионального опыта. Более того, именно соединение опыта профессионала и его рефлексии дает ключ к развитию профессионального мастерства: «опыт + рефлексия = развитие».

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МЕТОДИСТА

Ручьева С.П. Роль медиатеки в формировании информационной культуры педагогов

Информационная культура педагога проявляется не только в наличии у него знаний и умений в области компьютеризации и информатизации, в его компьютерной грамотности и умении реализовывать ее в педагогической деятельности, но и в наличии специальных методических умений, позволяющих гибко, вариативно использовать знание информационных технологий и получаемую информацию для организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, для формирования их информационной культуры в педагогическом процессе.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Макарова Н.В., Шинаков С.И. Развитие регулятивных УУД учащихся как фактор повышения качества реализации программы

Авторов, педагогов детского объединения фольклорной направленности «Родничок», заинтересовало формирование регулятивных универсальных учебных действий у учащихся различных возрастных категорий. Поэтому с учащимися 7-10 лет решили обратить внимание на развитие способности понимать и удерживать учебную задачу, стремиться ее выполнить, с учащимися 11-14 лет – осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, а с учащимися 14-17 лет – удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Ермакова С.В., Деревцова Т.И. и др. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как одно из условий повышения качества знаний

Реализацию личностно-ориентированного подхода, определение пути реализации личностного потенциала каждого конкретного ребенка обеспечивает индивидуальный образовательный маршрут – целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогами педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.

Медведева Е.О. Мониторинг реализации дополнительной общеразвивающей программы как фактор эффективности образовательного процесса

Современные тенденции и изменения, происходящие в образовании на данном этапе, требуют, чтобы приоритетным направлениям развития образования в целом, с точки зрения компетентного подхода, стало не только достижение предметных результатов, но и развитие УУД у учащихся. Следовательно, для педагога очевидна необходимость поиска современных средств отслеживания образовательных результатов и проведения мониторинга в рамках реализации образовательной программы.

Рыжова Л.В., Воробьева Н.А. Комнатные цветы – средство формирования экологической культуры дошкольника

В статье описывается опыт работы с дошкольниками, ориентированный на применение его в системе ДОУ и учреждениях дополнительного образования детей; описаны формы, методы, приемы, основанные на технологи эмоционально-чувственной модуляции с развивающим обучением при ознакомлении дошкольников с комнатными растениями. Раскрывается методика организации труда и наблюдений за комнатными растениями. Предложенный материал поможет педагогам более интересно организовать работу с детьми по формированию знаний о комнатных растениях, воспитанию нравственных качеств ребенка.

Бредихина Ю.С. Роль технического моделирования и конструирования в социализации старших школьников

Техническое творчество – это действенное средство профессиональной ориентации обучающихся, поскольку увлечение детства и юности нередко перерастает в призвание человека. Известно, что детские объединения по интересам играют определяющую роль в учебно-воспитательной работе, развивая в школьниках целеустремленность, увлеченность, самостоятельность в выборе форм и и способов работы, ответственность, широту кругозора, исследовательские способности.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Волошина Г.В., Грибков Е.И. Роль физической подготовки юных спортсменов на занятиях объединения «Настольный теннис»

Настольный теннис – эмоциональная, увлекательная игра, от которой любой, взявший в руку ракетку, получит не только удовольствие, но и пользу. Небольшие мышечные напряжения и в то же время разносторонняя двигательная активность, острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принимаемых решений, умение в нужные моменты мобилизоваться делают эту игру полезной и доступной для всех.

Ковригина Ю.С. Модель Уолта Диснея и ее практическое применение в проектной деятельности в современном образовательном процессе

Автор предлагает мастер-класс для педагогов и учащихся с целью формирования социальной активности учащихся, формирование позитивной Я-концепции, включение их в активную творческую деятельность посредством реализации социальных проектов. Данный метод позволяет нестандартно подойти к деятельности ребенка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально-ценностное развитие, качественно изменить мотивацию, преобразовать внешние мотивы во внутренние.

Мартын Т.В. Организация летнего отдыха в учреждениях дополнительного образования

Главным фактором, определяющим качество и результативность лагерной смены, является ее программное обеспечение. Важность программы для всех участников образовательно-воспитательного процесса определяется тем, что в ней перечислены и обоснованны структурные элементы, которые определяют содержание, механизм реализации, целевые установки и результативность, ключевые мероприятия смены.

Грядущенко Т.В., Матросова Н.Н. Празднование 75-летнего юбилея Великой Победы – одна из важных задач творческих объединений

Работу по патриотическому воспитанию педагоги театральной студии «Золотой ключик» МБУ ЦДТ г. Абакана начинали с создания для детей психологически комфортной, «семейной» атмосферы. Ведь именно с воспитания чувства привязанности к родной семье, родной улице, коллективу ровесников начинается формирование того фундамента, на котором будет строиться чувство любви к своему Отечеству.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Макарченко С.П. Использование современных цифровых технологий в образовательной деятельности

Одной из главных целей образования является формирование системы ценностей, развитой гармоничной личности, способной к самореализации и самосовершенствованию. Главный тренд в образовании связан с цифровой революцией, которая приведет к кардинальному изменению рынка труда, появлению новых компетенций, улучшению кооперации и т.д. Современный тренд образования – развитие гибких компетенций, надпрофессиональных навыков.

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

Богданова С.А. Путешествие в страну Знаний

Автор предлагает ознакомиться с практикой ее работы с детьми 7-8 лет в детском объединении «Всёзнайка» с целью выявления и оценки знаний, умений и навыков как итоговых результатов освоения содержания образовательных областей: «Математика», «Речевое развитие», Окружающий мир» и «Литературное чтение».

Лушникова Е.В. Квест «Войны священные страницы…»

Занятие посвящено приближающемуся юбилею Победы. Его задачи: расширить и углубить знания учащихся о ВОВ; формировать умения работы в команде; воспитывать у подрастающего поколения патриотизм, чувство гордости за победу в ВОВ.

Гавренкова Н.В. Дети Великой Отечественной войны в творчестве А.А. Лиханова

Автор предлагает провести викторину по повести «Последние холода» А. Лиханова для среднего школьного возраста.

СЦЕНАРИИ, ИГРЫ

Рогова С.А. Праздник-посвящение «В гостях у Терпсихоры»

Данное мероприятие разработано для юных танцоров, обучающихся 1-го года. Форма проведения – театрализовано-интерактивное действие, в котором задействованы все участник образовательного процесса: учащиеся, педагоги и родители.

Кибешева Д.Я., Разина А.Л. Этот загадочный космос

Игровая программа для детей 8-14 лет с целью создать условия для расширения кругозора учащихся в области космонавтики и астрономии.

ЮБИЛЕИ

Корнилов В.В. Роль Дворцов детского творчества в современном образовании

Дворцу детского и юношеского творчества им. Е.А. Евтушенко 19 мая 2020 г. исполняется 50 лет со дня основания. Здесь работает более 40различных кружков и студий, где дети сами выбирают себе занятия творчеством, научным поиском, или освоением того или иного из ремесел, исходя из своих интересов и потребностей.