Дополнительное образование и Воспитание № 6 2015

DOV_OBL_06_2015

Вопросы теории

В.А. Мижериков Системный подход к организации деятельности детских и молодежных общественных организаций

Понятие системного подхода используется в образовании достаточно давно, однако многие работники этой сферы испытывают определённые трудности в его использовании. Систематизация используется в образовательном процессе (как одно из средств повышения его эффективности) в виде составления схем и таблиц, в которых представлены результаты обработки фактических данных или обобщены факты, относящиеся к конкретной теме или проблеме, а также следует указать «системный подход», как одно из направлений организационно-методологической деятельности, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует  исследователя на раскрытие целостности объекта, на выявление  многообразных типов  связей в нём и сведение их в единую теоретическую  картину.

Заочная школа методиста

М.В. Майер Развитие памяти на уроках фортепиано – залог раскрытия одаренности ребенка

Основные условия успешного обучения – это желание ребёнка, заинтересованность его родителей, создающих комфортные условия для домашней работы юного музыканта-исполнителя, и грамотное методическое сопровождение педагогом образовательного процесса. Здесь одним из основных факторов раскрытия природной музыкальности и выступает развитие музыкальной памяти. Игра на память, как известно, расширяет исполнительские возможности ребенка, дает мощный импульс его творческому развитию. Причём развитие музыкальной памяти позволяет ребёнку использовать её не только в музыкальной деятельности, но и в других умственных видах деятельности: прослеживать причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, классифицировать информацию и опыт, умело распоряжаться приобретенными знаниями и умениями, почти всюду применять системный подход.

Педагогический опыт

И.Н. Татуйко Этнокультурное воспитание детей

Для целостности этнокультурного образовательного процесса детей  необходимо его  программно-методическое  обеспечение. В течение  нескольких лет в Центре этнокультурного воспитания детей «Факел» г. Томска разрабатывался и апробировался учебно-методический комплекс по этнопедагогике в условиях учреждения дополнительного образования детей. Структура УМК включает: авторскую образовательную программу «Древо Жизни»;  сборник методических разработок занятий по  образовательной программе; образовательный проект  для обучающихся и их родителей «Народный праздник как средство этнопедагогики»; образовательный проект «Организация этнозоны «Избы» как этнокультурного образовательного пространства»; словарь терминов  для обучающихся; дидактические материалы.

М.С. Егорова, Т.И. Кузнецова Индивидуальный образовательный маршрут

Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями учащегося, а также содержанием образования.

В.В. Костылев Детская журналистика как способ формирования гражданской компетентности

Гражданская компетентность – это способность человека быть активным членом гражданского общества, участвовать в его создании и функционировании. Поскольку гражданская компетентность выступает как, своего рода, синтезирующая компетентность, базирующаяся на целом ряде ключевых компетентностей и включающая в себя множество компетенций, то задача создания условий для её становления не может быть решена средствами только лишь школьного образования. Большую роль здесь играет образование дополнительное. Оно позволяет обучающемуся более полно раскрыть свои способности, проявить внутренне мотивированную, а не принудительную инициативу, создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; ориентирует деятельность учащихся на успех; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.

Е.М. Краснова Основные моменты работы концертмейстера в хореографическом классе

Основным моментом результативной работы концертмейстера автор считает профессиональное содружество педагога — хореографа и концертмейстера, т.к. дружелюбная и непринуждённая атмосфера между двумя людьми, нацеленными на результат, способна на несколько баллов повысить результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов, осуществить все профессиональные замыслы. В данном контексте оба партнёра должны быть творческими людьми, способными показать и подсказать друг другу то, что один из них  не знает или не понимает.

Л.А. Дульян Патриотическое воспитание детей средствами хореографии

Патриотическое воспитание – сложный процесс, так как связан с внутренним миром ребенка и не может происходить в отрыве от  внутренних переживаний. При изучении темы Великой Отечественной войны и Победы дети хореографического ансамбля  «Забава» имеют возможность изучать эту тему не только на занятиях по истории в школе,  но и средствами хореографии. В хореографии, как в кино и театре, существует разнообразие методов и приемов в постановочной работе. Педагог-хореограф исполняет работу режиссера, подбирает музыкальное оформление и костюмы. Его отношение к истории, традициям и культуре передается детям. Так, например, при постановке хореографической композиции «Журавли» девочки олицетворяют птиц журавлей, символизирующих светлую память о тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

Педагогическая практика

Е.А. Щанникова Технология сказкотерапии

Сейчас много споров ведется о том, какой должна быть психотерапия ХХ1 века. Развитие «души», познание тайны, общение с ребенком на равных, безусловно, являются основными принципами психологии нового столетия.  Специалисты Международного  Института Комплексной сказкотерапии, авторитетно заявляют, что сказкотерапевтический подход наиболее актуален для нового века.  Испокон веков  сказочные истории, фантазии и мифы являются  самым мощным исцеляющим инструментом, поднимая нас над обыденной жизнью и открывая новый мир символов.   В метафорах сказки  мы можем найти ответы на вопросы, которые остаются без ответа в пределах нашей повседневной реальности.

М.Е. Черкашина Личностное развитие гиперактивных детей дошкольного возраста

B данной статье автор предлагает комплекс приемов, которые достаточно эффективны при обучении английскому языку детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Данные приемы нацелены как на повышение уровня усвоения предмета, так и на личностное развитие и социальную адаптацию «проблемных» детей. Отличительная особенность приемов состоит в том, что при их использовании педагог в гиперактивности видит естественную основу для организации обучения английскому языку. Гиперактивные дети все время стремятся двигаться. Их стремление к движению следует использовать в обучающих и развивающих целях. При этом можно предложить разные формы работы, включающие движения: пальчиковые игры, имитационные движения, физкультминутки, подвижные игры.

А.А. Дидковская  Создание школьного театра

В данной статье изложен авторский метод работы с детским театром  в начальной стадии, стадии формирования  коллектива. И от того, каким будет набор в театр, в результате будет понятно, будет ли это коллектив  единомышленников, работоспособный организм, или — всего лишь  сборище детей на один месяц.

Педагогическая гостиная

А.В. Джеус Современная сфера отдыха и оздоровления детей и молодежи: основные тенденции развития

12 июля 2015 год Всероссийский детский центр «Орлёнок» будет отмечать своё 55-летие. Мудрость и молодость всегда сочетались в «Орлёнке». Именно это сочетание сохранило особую духовную среду, в которой себя уверенно чувствуют и подростки, и юные вожатые, и маститые учёные и руководители. В далёкие 60-е годы ХХ века «Орлёнок» создавался как место, где главный хозяин – ребёнок, место, где понимают и принимают ребёнка таким, каков он есть, место, которое помогает обрести дорогу к профессиональному становлению и мастерству. Накануне этого юбилея генеральный директор ФГБОУ ВДЦ «Орленок» анализирует современные тенденции развития сферы отдыха и оздоровления детей.

В.М. Сереев Патриотическое воспитание юношества

В целях содействия реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», региональной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в республике Хакасия, на 2012-2015 годы», Межрегиональной комплексной программы патриотического воспитания молодёжи «Честь имею!», начиная с 2012 года, ежегодно в Хакасии проводится республиканский военно-патриотический лагерь «Честь имею! Хакасия». В течение трех лет в Лагере реализуется программа патриотического воспитания молодёжи «Честь имею!», разработанная ВПЦ «ВЫМПЕЛ», апробированная на протяжении семи лет в пяти федеральных округах Российской Федерации и трижды удостоенная Гранта Президента Российской Федерации.

Н.А. Болясова, Е.С. Сухова В мире детской моды

В 2003 году в Пестравском филиале ГБОУ СОШ с. Майское Самарской области был создан театр моды «Полиэтиленовые фантазия» на базе ГБОУ СОШ с. Падовка. Позже театр моды стал называться «Фантазия». В коллективе занимается более 30 детей и подростков в возрасте от 11 до 17 лет. Образовательный процесс осуществляется по авторской дополнительной общеобразовательной программе «Фантазия», рассчитанной на три года обучения. Одежда, составляющая коллекции показов,  изготавливалась из полиэтиленовых пакетов и бумаги. Кроме нетрадиционных материалов  на занятиях использовались и традиционные: ткань, кожа. В творческом коллективе воспитанники учатся и искусству моды, и ремеслу шитья. Воспитанники прорабатывают идеи костюмов, рисуют эскизы, подбирают необходимые материалы.

Внеклассное занятие