Дополнительное образование и воспитание №5 2015

OBL_5_2015Вопросы теории

А.В. Леонтович Научно-технические уклады в образовании

Вопрос о содержании школьного образования, соотношении в нем «академического» и «практического» является актуальным. И это совсем не вопрос о «практической подготовленности» выпускников школ к трудовой деятельности, их способности к жизни в обществе и т. п., о чем постоянно рассуждают СМИ. Он задает характер картины мира молодого человека, определяет его систему взаимоотношений с этим миром, образ действий и место в нем; задает направление и характер развития личности. Либо это системное мировоззрение, где каждое явление окружающего мира находит свою полочку; либо мозаичная совокупность отобранных по специальным критериям сведений, которые формируют представления об окружающем и предполагают возможность манипулирования людьми с помощью специально заложенных в программы механизмов. А.Моль о таком характере образования пишет так: «знания складываются из разрозненных обрывков, связанных простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает „экрану знаний“ определенную плотность, компактность, не меньшую, чем у „тканеобразного“ экрана гуманитарного образования» .

Заочная школа методиста

О.В. Крючкова Индивидуальный образовательный маршрут

Одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения учащихся детских объединений государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей Тульской области «Областной Центр развития творчества детей и юношества» на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования является разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ). Под ИОМ мы понимаем образовательную программу, предназначенную для обучения одного конкретного ребенка и направленную на развитие его индивидуальных способностей.

Педагогический опыт

Н.Б. Холджанова Особенности организации летней оздоровительной кампании

Лето – пора, которую ждут все: и взрослые и дети. Для ребенка это ожидание чего-то нового, неожиданного и радостного. Лагерь – это и отдых, и свободное общение со сверстниками, воспитателями, а также развитие способностей и интересов детей. Всего в период летних каникул планируется обеспечить досуг и занятость каждому третьему ребенку. В частности, дети посетят пришкольные лагеря, которые работают на протяжении лета. Будут действовать оздоровительные лагеря различной направленности: пришкольные и профильные, лагеря труда и отдыха, круглосуточные стационарные лагеря и лагеря на базе санаторно-курортных и оздоровительных организаций. В период оздоровления для ребят организуются оздоровительные площадки, массовые спортивно-развлекательные, интеллектуальные мероприятия, будет организована работа объединений по интересам и секций.

Г.И. АлехинаПатриотическое воспитание средствами вокального искусства

Одним из путей нравственно-эстетического, патриотического воспитания ребенка является музыкальное воспитание. В.А. Сухомлинский отмечал, что «музыка, мелодия, красота музыкальных звуков – источник благородства сердца и чистоты души». Именно музыкальное воспитание имеет возможность научить прислушиваться к своим чувствам и чувствам других людей, сделать более целенаправленным процесс гармонизации отношений с окружающим миром. Именно в процессе воздействия на эмоциональную среду ребенка при помощи средств музыкальной выразительности ускоряется формирование нравственных убеждений.

Н.В. Пономарева, М.В. ПономаревВоспитание гражданственности и патриотизма

В современном обществе проблема патриотического воспитания детей и молодежи остаётся одной из самых актуальных. Она обретает новые характеристики и требует новых подходов к ее решению. Одним из таких подходов является вовлечение подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в систему патриотического воспитания как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию подростком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, к коллективу, к родному краю, Отечеству. Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием толерантного сознания, доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Педагогическая практика

Е.В. Лушникова Викторина «Занимательная грамматика» в летнем лагере

Викторина по русскому языку для летнего лагеря, целью которой является развитие и воспитание грамотной и гармоничной личности учащегося.

Е.И. Юшкова, А.В. ТулакинПрограмма летнего лагеря «Школа выживания»

Одной из современных форм здоровьесберегающей технологии является организация и проведение летнего учебно-тренировочного лагеря «Школа выживания», что дает возможность максимально использовать потенциал природы. Программа лагеря включает в себя цели, задачи, ожидаемые результаты, распорядок работы и методические рекомендации по организации работы районного учебно-тренировочного лагеря. Данная программа может быть использована педагогами в течение всего учебного года для проведения внеклассных мероприятий здоровьесберегающей направленности, педагогами – организаторами для проведения походов или выходов на природу.

К.С. ГолышеваФизическая культура в организации здорового образа жизни

В процессе занятий в школе создаются достаточные предпосылки для утомления обучающихся, нарастание которого в дальнейшем постепенно снизит степень адаптации организма к условиям его существования. Двигательная активность ребёнка является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности. В силу своих возрастных возможностей ребенок младшего школьного возраста еще не в состоянии вести здоровый образ жизни самостоятельно. Необходима организация рационального двигательного режима, обеспечивающего удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности. При этом очень важно предусмотреть рациональное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Педагогическая гостиная

Т.М. Филиппова Смотр-конкурс школьных музеев, посвященный 70-летию Победы

Одной из традиционных форм работы в деятельности Забайкальского детско-юношеского Центра является организация и проведение краевого Смотра-конкурса школьных музеев (совместно с краевым Советом ветеранов), который занимает особое место в патриотическом воспитании учащихся и проводится один раз в пять лет. Смотр-конкурс проводится в целях повышения статуса музеев общеобразовательных школ, обеспечивающих духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся через свою деятельность. В Смотре-конкурсе школьных музеев, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. приняло участие 139 музеев общеобразовательных школ и учебных заведений Забайкальского края.

Внеклассное занятие

М.С. Пантелеева Пернатые изобретатели

Целью данного занятия автор ставит ознакомление детей с особенностями строения птиц, используя при этом компьютер, проектор, экран, презентацию, карточки с изображением птиц, конверты с перьями.

Сценарии, игры

Н.В. Моисеева Театр в походе

Туризм – уникальное явление, включающее в себя спорт, возможность нравственного роста, расширение кругозора и коммуникативных связей и, конечно, творчества. Лет двадцать назад последняя составляющая была неотъемлемой частью жизни любого туристского объединения. Оформлялись стенные газеты, велись дневники походов, выпускались ежемесячные или ежегодные журналы, писались стихи и песни. Помимо обмена информацией это давало возможность реализовать свои творческие идеи и способности. Автор предлагает современную пьесу, поставленную во время проведения обряда посвящения в туристы.

Юбилеи

И.А. Ситтикова, А.Г. НуриеваВиват, «Виктория»!

На окраине города Уфы Республики Башкортостан расположился Детско-юношеский центр «Виктория», многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, в котором живет и трудится сплоченный и доброжелательный коллектив педагогов, детей и родителей. Центр был создан в мае 1995 года и получил свое название в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Л.В. Третьякова, Т.И. КолышкинаДом, где тебя любят и ждут

Дом детского творчества им. В. Дубинина г. Новосибирска – это особый мир, со своей историей, традициями, настроением. И этот мир всегда был связан неразрывными нитями с историей нашей страны, города, района, с историей дополнительного образования. В этом году ДДТ им. В. Дубинина отмечает 70-летие.