Дополнительное образование и воспитание №4 2013

obl_4_2013Вопросы теории
ДО как общественно-государственный институт организации свободного времени детей
Автор статьи, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор педагогических наук, профессор, рассматривая дополнительное образование детей в качестве института организации свободного времени детей, рассматривает несколько принципиальных соображений.

Б.В. Куприянов
Заочная школа методиста
Мастера и подмастерья, или дорога к мастерству
В настоящее время, российское общество и государство осознает актуальность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимают воскресные школы. Православная воскресная школа наряду с религиозным и нравственным воспитанием детей занимается их этическим и художественно-эстетическим образованием.

Л.А. Горлова

Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство»
Предлагаемая инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» имеет методологическую основу: ФГОС и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России второго поколения. Предметно-развивающая среда объединяет в себе такие понятия, как среда, игра, пространство, творчество и связана с окружающими социально-бытовыми, общественными, материальными и духовными условиями существования ребенка.

Е.В. Баженова, Т.О. Вяткина, Е.В. Копылова
Педагогический опыт
Память, воображение и фантазия в любительской студии художественного слова
Мощность воображения и фантазии более всего необходимы на занятиях художественным словом в театральных студиях и студиях художественного слова. Педагогам дополнительного образования, занимающимся театральным творчеством, приходится часто сталкиваться с проблемой плохой памяти, скудостью воображения и фантазии, без которых в театральном творчестве не обойтись. Хотя и в литературе, и в конкретных науках без воображения и фантазии тоже открытий не сделаешь! Автор статьи делится опытом работы по данной теме.

С.Н. Белощенко

О системных подходах в работе с одаренными детьми
Важными формами развития современной личности ребенка становятся как учебные, так и внеучебные виды деятельности, которые при правильной организации образовательного процесса обеспечивают предметные результаты, а также социальный опыт. На современном этапе большое внимание уделяется участию в олимпиадах и конкурсах, направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Уровень интеллектуальных состязаний и конкурсов учащихся, охват школьников подобными мероприятиями, результаты участия в турнирных формах работы – важные показатели качества образовательных услуг, по которым оцениваются субъекты Российской Федерации, муниципальные районы и образовательные учреждения.

Н.А. Панина

Роль традиционной игры в этнокультурном воспитании младших школьников
Игра не исчезнет из культуры, но постепенно с изменением образа жизни коренных народов, проживающих в национальных посёлках Крайнего Севера, исчезает традиционная игра, которая способствовала развитию тех качеств, которые были необходимы человеку традиционной культуры, подготавливая детей к хозяйственной деятельности в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера.

Н.П. Шушарина

Начало начал…
В МАО УДОД ДЮЦ «Импульс» г. Хабаровска возникла идея организовать в летний период смену городского оздоровительного лагеря духовно-нравственного направления, которая будет способствовать формированию у воспитанников культуры семьи, тем самым укрепляя сам институт семьи и внутрисемейные отношения. В программе «Начало, начал…» затронута также и проблема профессиональной ориентации подростков, так как в настоящий момент образовательная политика нашего государства направлена на то, чтобы воспитать личность инициативную, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющую выбирать профессиональный путь.

Е.В. Коваленко, Е.В. Князева
Педагогическая практика
Акция «Письмо с фронта»
В 2012 году центр «Тинейджер» Ивановского городского Дворца детского и юношеского творчества провел акцию к празднику Победы «Письмо с фронта». Дошкольники совместно с родителями на занятии изготавливали открытки «Письмо с фронта». Идея открытки — создание письма, пришедшего с фронта внукам и правнукам той далекой войны. На открытке, сделанной руками малыша, — фотография фронтовика, дедушки, бабушки или родственника семьи воспитанника. Результатом акции стала выставка «Стена памяти», около которой прошла торжественная встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, возложение цветов к мемориальной доске.

А.В. Градова

Развитие нравственных качеств в условиях летнего лагеря
Авторы считают, что в развитии нравственных жизненных позиций у детей особое внимание должно уделяться такой форме деятельности, как игра. В детстве, в детском коллективе через игру познается окружающий мир, строится нравственный мировоззренческий образ всей будущей жизни. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Великолепным временем для вовлечения детей в игровую деятельность является период летних каникул. Педагогическим коллективом МОУ ДОД «Городской Дворец творчества детей и молодёжи» г. Комсомольска-на-Амуре накоплен богатый опыт работы по организации летней занятости детей и подростков.

Н.Ф. Калиниченко, В.В. Пашицына, О.П. Новикова
Педагогическая гостиная
Юбилейный XX детский музейный праздник переходит на новый формат
В музее-заповеднике «Кижи» прошло заседание оргкомитета XX Детского музейного праздника «Кижи – мастерская детства», давно и прочно завоевавшего любовь и популярность детей и взрослых не только в Республике Карелия, но и во многих регионах России. Учредителем праздника изначально был музей-заповедник «Кижи». Автор проекта — заслуженный работник культуры РФ Людмила Шилова.

З. Тепликова

Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания любви к родному краю
Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, дому, семье, базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства детей — искусство, в том числе и народное, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам.

Г.В. Подмогаева

Практика социализации детей средствами космического образования
Идейным направлением образовательной деятельности ДЮЦКО «Галактика» г. Калуги является следование высказыванию К.Э. Циолковского: «Познание космоса, Земли и себя через космос неизмеримо обогатит учебный процесс и ускорит развитие школьников». В своей работе Центр опирается на понятие космизма, которое предполагает разнообразие теоретических тенденций, программ, методов, педагогических направлений, способных на альтернативной основе утвердить свою точку зрения в научных и практических направлениях, что является основой космического образования.

И.В. Иванова, А.Ю. Кононова
Всероссийские мероприятия
Положение о X Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», посвященном 95-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования России.

Юбилеи
Волшебная страна
Дом творчества детей и юношества г. Кондопоги Республики Карелия отмечает юбилей.

С.А. Дулева