Дополнительное образование и Воспитание № 2 2015

DOV_02_2015Заочная школа методиста

И.В. Бурлакова Личностно-творческий компонент профессиональной культуры педагога

Современные требования к культуре педагога дополнительного образования ориентированы на личностный компонент и основаны на использовании им многообразия форм и способов творческой самореализации. Педагогическая культура является основной составляющей в процессе присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, где педагог, воздействуя на других, преобразует себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в различных видах деятельности. Автор предлагает коллегам деловую игру, направленную на комплексное решение задач по осмыслению актуальности данной темы. Предлагаемая деловая игра поможет педагогам освоить основы творческого моделирования изучаемых уровней. При этом у них сформируются навыки принятия решений в условиях взаимодействия между разными категориями педагогов.

Педагогический опыт

Л.В. Воеводина Система заданий, направленных на развитие языковой и речевой компетенций

При обучении английскому языку важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, чтобы ребёнок захотел говорить не ради получения хорошей оценки, а потому, что для него коммуникация стала потребностью. При этом надо учитывать естественный страх человека перед говорением на иностранном языке. Преодоление существующего психологического барьера, внутренней зажатости — одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. При её решении необходимо учитывать и тот факт, что учебный процесс будет эффективным только при условии превращения каждого ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса. В МОУ ДО «Центр детского творчества» г. Надыма с 2011 года успешно реализуется образовательная программа «Совершенный английский» для обучающихся 15-17 лет, направленная на формирование и совершенствование языковой и речевой компетенции обучающихся, практических навыков владения английским языком на углубленном уровне.

Е.В. ШутоваТрудовое воспитание детей-сирот через развитие их творческого потенциала

Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома. Процесс трудового воспитания рассматривается не только с целью научить воспитанников некоторым трудовым приемам, но и как необходимость выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений.

Педагогическая практика

И.И. Баршевская Формы краеведческой работы по изучению исторических улиц города

Благородные чувства к Родине, к родному краю воспитывать надо с самого раннего возраста. И воспитание должно основываться на знании. Много лет автор данной статьи передает свои знания историка-краеведа детям, посещающим объединения «Занимательное краеведение» и «Юные журналисты-краеведы», занимается исследовательской и популяризаторской работой с подростками и маленькими детьми по изучению улиц родного города.

Педагогическая гостиная

В.В. Данилова, Д.Л. Данилов Техническое образование в учреждении ДОД

Проблема сохранения и развития технического образования в УДОД обусловлена двумя аспектами: содержательным и методологическим. К содержательному аспекту мы относим, прежде всего, попытку ответить на вопрос «Что представляет техническое направление в УДОД (на примере МБОУ ДОД «Детский Дом культуры» г. Глазова), к методологическому — поиск ответа на вопрос «Как сохранить и развивать». Количественный показатель обучающихся в объединениях технического направления в 2013-2014 уч. г. составил 260 человек (это 26% от общего количества обучающихся ДДК). Объединения компьютерное моделирование и автомоделирование посещают, в основном, учащиеся среднего звена (5-8 класс), наполняемость остальных объединений представлена учащимися начальной школы. Проблема наполняемости объединений технической направленности учащимися среднего и старшего звеньев связана с тем, что материально-техническая база оставляет желать лучшего, инновационные вызовы в образовании актуализируют потребность УДОД в приобретении современного оборудования, освоении инновационных технологий и методик, чтобы соответствовать требованиям времени.

Сценарии, игры

Т.В. Каробанова Мистер Эталон

Предлагаемая работа представляет собой механизм организации и проведения конкурса для мальчиков «Мистер Эталон». Этапы конкурса чередуются с номерами художественной самодеятельности. Ожидаемые результаты данного конкурса – социальные эффекты и психолого-педагогические изменения, которые произойдут вследствие его реализации. Сам конкурс и его организация призваны выполнить сразу несколько функций, главные из которых: социально-адаптивная и коррекционно-развивающая.

Юбилеи

В.Ф. Куликов Кадры туристско-краеведческого движения

Для Станции детского и юношеского туризма и экскурсий города Норильска 2014-й год – юбилейный. Станция – активно развивающееся учреждение дополнительного образования детей, было основано 15 сентября 1989 года. Туристско-краеведческая деятельность «СДЮТиЭ» направлена на изучение родного края, формирование патриотического сознания и активной гражданской позиции у обучающихся, пропаганду здорового образа жизни.

Т.М. ПилюгинаМы стремимся к горизонту, чтоб попасть за горизонт!

Детскому морскому центру «Флагман» города Новосибирска в феврале 2015 года исполняется 25 лет. Детский морской центр – обладатель четырех золотых медалей Международного образовательного форума УчСиб, лауреат III Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования детей, трижды лауреат городского конкурса организаторов каникулярного отдыха и оздоровления детей и подростков «Новосибирские каникулы» в номинации «Профильная смена»

О.И. РедькинаДворец открытых сердец

В феврале 2015 года Дворцу творчества детей и молодежи г. Норильска Красноярского края исполнится 45 лет. Дворец – неотъемлемая часть истории города, страницы которой заполнены вдохновением, творчеством, радостью открытий. Несколько поколений юных норильчан нашли здесь свое призвание. С самого начала истории Дворца и по настоящее время — это место, где воплощаются в жизнь детские мечты, зажигаются звездочки таланта, рождаются новые истории о дружбе и любви.

Журнал в журнале, посвященный 45-летию Московского городского центра детского творчества «Культура и образование»

А.Я. Полянская В Центре – творчество!

Цикл материалов педагоговМосковского городского центра детского творчества «Культура и образование» открывается статьей директора, рассказывающей о становлении центра и его сегодняшнем дне.

С.С. Башакина Информационные технологии как средство воспитания и развития творческих способностей детей

Занятия по предмету «Информационные технологии» проводятся в творческом объединении «Речеград» учреждения дополнительного образования детей МГЦДТ «Культура и Образование». Грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. Взаимодействуя с компьютером, открывая для себя его возможности, ребенок овладевает новыми формами общения, расширяет границы познаваемого мира. Занятия по предмету «Информационные технологии» включают в себя три составляющие: обучение детей работе с информацией, овладение технической и инструментальной базой (компьютерными программами и фото/видеотехникой) и приучение детей к гигиене труда при работе с персональными компьютерами.

С.Ю. ДавыдоваПрименение ИКТ на занятиях изостудии «Жар-птица»

В изостудии «Жар-птица» Московского городского центра детского творчества «Культура и Образование» на практике применяются некоторые имеющиеся компьютерные технологии на занятиях по изобразительному искусству. Возможности у таких технологий огромные, и это хорошо видно на занятиях. Пользуясь компьютерной графикой, можно с легкостью менять композицию рисунка, цветовую гамму, добавлять различные эффекты в работу, что пробуждает у детей креативные наклонности, развивает пространственное мышление и творческий поиск. Применение компьютерных технологий на занятиях изостудии позволяет менять виды изобразительной деятельности, даёт возможность ребенку реализовать себя в роли дизайнера.

В.Л. ИвановКак научить детей комбинировать и играть эндшпиль

В Московском городском центре детского творчества «Культура и Образование» более 20 лет работают творческие коллективы «Юный шахматист» и «Шахматная школа». В них занимаются дети от 7 до 18 лет. Занятия неизменно вызывают у детей интерес, они увлеченно изучают шахматные позиции, участвуют в соревнованиях различного уровня. Безусловно, не всегда освоение учебного материала проходит успешно. Наибольшие затруднения у детей всех возрастов вызывают темы «Эндшпиль» и «Комбинации».

Г.В. ЛевченкоНетрадиционные способы обучения как фактор повышения эффективности занятий

В настоящее время важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности занятия как основной формы обучения и воспитания учащихся. За годы учёбы на долю учащихся приходится огромное количество занятий. И если все они будут проведены в одной и той же или похожей форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для педагога, а значит, занятия будут не результативны. Поскольку традиционные способы обучения не всегда в состоянии обеспечить усвоение материала всеми учащимися, возникает необходимость умелой организации учебной деятельности на занятиях. Чтобы создать условия для формирования этой деятельности, необходимо сформировать познавательную мотивацию. Сегодня, к сожалению, господствуют методы внешних побуждений — отметка, похвала. Но действительная мотивация будет иметь место только тогда, когда дети будут стремиться на занятия, где им хорошо, содержательно, интересно.

Е.А. МельниковаИспользование интерактивных ресурсов на занятиях английским языком

В коллективе по изучению английского языка «Вселенная» используются интерактивные технологии и ресурсы сети Интернет, позволяющие более эффективно отрабатывать навыки использования транскрипции при письме, развивать внимательность и четкость к детальному пониманию и воспроизведению текстовых материалов, формировать умения разбираться в несложных схемах и картах, снабженных комментариями на английском языке. Одним из средств, используемых при изучении английского языка, являются интерактивные ресурсы Британской радиовещательной корпорации и интерактивных приложений, разработанных Британским Советом. Используется англоязычный лекционный материал и материалы радиопрограмм для проведения дискуссий по прослушанной теме при работе на занятиях и выполнении дополнительных домашних заданий.

И.И. РайковРазвитие навыков жонглирования у детей от 7 лет

В ГБУДО Московский городской центр детского творчества «Культура и Образование» работает цирковая студия «Радуга». В студии дети осваивают несколько цирковых жанров: акробатика, гимнастика, жонглирование, эквилибр. Предлагается вниманию коллег опыт педагогов студии по одному из жанров – жонглированию.

Г.В. СливковаОбучение детей работе над глиняным изделием

Коллектив «Керамика» существует в МГЦДТ «Культура и Образование» более 30 лет, меняются педагоги, приходят новые дети, но главным остается целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы, самостоятельности, духовного, интеллектуального потенциала каждого ребенка. Работа с учащимися ведется в двух направлениях: теоретическая подготовка и практические занятия, что способствует вырабатыванию чувства формы, материала, пониманию законов декоративного искусства, формированию образного и пространственного мышления, воспитанию эстетического и художественного вкуса. На занятиях керамикой особенно удачно сочетается решение творческих задач с необходимостью знания специфики ремесла, овладение умением выполнять вещь в материале с получением определенных трудовых навыков, а также с освоением особенностей изобразительного, образно-пластического языка.

Е.Н. ЧетвериковЧтение с листа в классе ударных инструментов

В МГЦДТ «Культура и Образование» существует класс ударных инструментов, который активно участвует в творческой жизни оркестров и ансамблей музыкально-инструментального отделения. Для более эффектного сопровождения работы оркестра или ансамбля исполнитель на ударных инструментах должен хорошо ориентироваться в ритмическом рисунке музыкального произведения, отраженного в нотном тексте. На этапе разучивания музыкального произведения важно научить детей последовательной и систематической работе с нотным текстом и умению достигать художественного воплощения музыкального образа. Одним из значимых направлений в работе над репертуаром при обучении детей игре на ударных инструментах является формирование навыка чтения нот с листа.