Дополнительное образование и воспитание №11 2013

dov_11_2013Вопросы теории
Б.В. Куприянов Нормативные основы программного обеспечения дополнительного образования

Закон «Об образовании» принят, можно было бы посетовать на недостаточное внимание к проблематике дополнительного образования, но попытаемся быть конструктивными и попробуем разобраться в нюансах и новизне 273 ФЗ относительно программ, реализуемых в учреждениях дополнительного образования детей, или в соответствии с новым законом в организациях дополнительного образования (внимание, новая аббревиатура ОДО).

Заочная школа методиста
И.В. Андреева, Ю.А. Андропова, О.А. Лызлова Музыкальное образование как фактор развития творческой личности

В настоящее время, как показывает практика, музыкальное обучение детей начинается с 4-летнего возраста. И такое раннее обучение музыке объясняется тем, что у детей формируется определенный круг музыкальных интересов, их эмоциональные впечатления отличаются яркостью и многообразием. Кроме того, этот период характеризуется высокой степенью восприимчивости и ярко выраженной пластичностью мозга.

Е.А. Оськина Психолог и коллектив. Как успешно сотрудничать?

Педагогический коллектив любого образовательного учреждения – это большая группа людей, как правило, женщин, с многогранной системой установленных правил взаимодействия, культурой, образованием, а также со своими личностными проблемами, сформировавшимся взглядом на жизнь, живыми эмоциональными проявлениями и пр. Коллектив учреждения — это не просто группа людей или сумма его членов. Он, как живое существо, которое, являясь одним из основных субъектов образовательного процесса, требует особого внимания и заботы.

Педагогический опыт
Т.Г. Захарова Система воспитательной работы станции юных техников

Организация воспитания на основе принципов гуманизма, сформулированных в Законе РФ «Об образовании», предоставила возможность каждому образовательному учреждению самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы. Воспитательная система на СЮТ предоставляет возможность каждому педагогу самостоятельно определить для себя оптимальный вариант воспитательной системы. В условиях модернизации образования воспитательная работа в коллективе СЮТ г. Ханты-Мансийска проводится по программе «Воспитательная система учащихся», которая включает подпрограммы: «Досуг», «Патриот», «Одаренные дети», «Каникулы», по учебно-воспитательному плану на учебный год и планам педагогов.

С.Ф. Марденская Экскурсионно-исследовательская и туристическая деятельность

В Центре детского творчества города Абакана действует детская общественная организация Союз детей и подростков «Дружба – Ынархас», перед которой поставлена задача — разработать культурно-познавательный тур по Хакасии с целью патриотического воспитания молодежи на базе историко-культурного и военно-патриотического потенциала региона с включением в экскурсионную работу детей и подростков. В ходе работы участникам предстоит изучить технологии разработки культурно-познавательного тура по Республике Хакасия и методы его реализации; характеристики культурно-познавательного потенциала республики; исследовать туристический рынок Хакасии; разработать проект культурно-познавательного тура для детей и подростков по республике с последующим их включением в практическую, исследовательскую и экскурсионную деятельность.

С.В. Мамаева Развитие предпрофильного обучения

С 2006 года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей СРЦРТДиЮ «Созвездие» г. Советский, Ханты-Мансийского АО – Югра ведется работа по предпрофильной подготовке. Первым элективным курсом, который был предложен старшеклассникам в рамках построения индивидуального образовательного маршрута, направленного на выбор профиля обучения в старших классах, стал курс «Профессия – медик», который остается востребованным и в настоящее время.

С.В. Башаркина Волшебный голос скрипки

Автор данной статьи, имея за плечами богатый опыт практической работы в ансамбле (27 лет непрерывной работы в Самарском Академическом симфоническом оркестре), утверждает, что только при методически грамотной, профессиональной подготовке самого педагога, владеющего навыками ансамблевой игры, можно создать слаженный детский ансамбль, отвечающий следующим требованиям: чистота звукоизвлечения; точная интонация; хороший ритм; эмоциональное, яркое исполнение.

К.С. Голышева, Е.М. Крылова Партнерство во имя ребенка

Перспектива развития сферы социального партнерства МБОУ ДОД ДДТ г.Ворсмы Нижегородской области с организациями-партнерами, родителями – создание и работа Попечительского совета. Это одно из стратегических направлений работы учреждения, описанных в Программе развития на 2012-2015 годы, которое позволит создать систему поддержки талантливых детей, расширить формы общественного управления, информационную среду Дома детского творчества, привлечь ресурсы для достижения общих целей в сфере развития дополнительного образования.

Педагогическая практика
Е.Р. Багирян, Л.С. Петросян О чем и как может рассказать музыка

Музыкальный час разработан в соответствии с планом учебно-воспитательной работы, проводимой педагогом в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Музыкальный инструмент фортепиано». Его содержание направлено на расширение компетенции обучающихся в определении средств музыкальной выразительности в произведениях программной музыки на примере сюиты для камерного ансамбля К. Сен-Санса «Карнавал животных». Данная разработка окажет методическую помощь педагогам учреждений дополнительного образования детей художественной направленности, преподавателям детских музыкальных школ, а также учителям музыки общеобразовательных школ.

Ретроспектива
А.В. Леонтович Развитие системы научно-практического образования в России

Центральным фактом, характеризующим качество российского образования прошлого века, являются успехи СССР в высокотехнологичных областях, которые не может оспорить никто. Это индустриализация (30-е годы ХХ века); победа в Великой Отечественной войне; создание ядерной отрасли; выход в космос. Без развитой системы естественнонаучного и политехнического образования это сделать было бы невозможно. Цель настоящей статьи – выявить условия, которые позволили осуществить массовую подготовку специалистов такого высокого уровня. И главный фокус – что позволило на уровне школьного образования обеспечить качественную подготовку и мотивацию школьников к выбору профессии в области науки и техники, что, в конечном счете, обеспечило массовый приход хорошо подготовленных, мотивированных абитуриентов в вузы.

Педагогическая гостиная
И.Н. Ивченко Профессия столяра – профессия настоящего мужчины

Возродить древнюю рабочую профессию, помочь увидеть «красоту» изготовленных из дерева изделий, показать молодежи престиж профессии столяра в современных условиях – вот главные задачи, которые ставит перед собой педагог дополнительного образования, Почетный работник общего образования Полухин Анатолий Иванович. Творческое объединение «Столярный» Г(О)БОУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества существует более 17 лет и расположен на базе учебных мастерских профессионального лицея №21 г. Липецка.

Т.Е. Шодик Шахматная жизнь Владимира Сергеевича Павлова

В Венгеровском районе Новосибирской области традиционными стали шахматные турниры, где главным судьей является Владимир Сергеевич Павлов. Он потратил огромное количество времени и сил на то, чтобы почти каждый школьник в районе мог играть в шахматы. Кто-то может сказать, что в этом особенного, просто человеку нравится этим заниматься и все…. Нет, не все! Это не просто увлечение или хобби, которое пришло и ушло. Это жизнь – целая шахматная жизнь.

Внеклассное занятие
В.В. Горюшина Покормите птиц зимой

Целью данного занятия педагог ставит изготовление декоративного панно, используя различные виды наклеивания соломенных полос.

Е.А. Степанова, Н.С. Тутынина Азбука прав ребенка

Данное занятие предназначено для детей младшего и среднего школьного возраста. По времени рассчитано на 30 минут, предполагает использование компетентно-ориентированного обучения, здоровьесберегающего взаимодействия, информационно-коммуникативных технологий, а также словесных и практических методов обучения и воспитания. Занятие включает разнообразные виды деятельности – беседу, практическую работу – игры, песни.

Сценарии, игры
Н.Н. Порубова Новогодняя дискотека

Новогодняя программа проводится в форме праздничной дискотеки. Она может проходить как в актовом зале, холле, так и в специализированном помещении, где предполагается место для танцев. Оптимальное количество участников зависит от предлагаемой площадки, это может быть как один класс, так и несколько классов. Главное, чтобы все дети размещались так, чтобы видеть происходящее действо, и иметь возможность танцевать, никого не стесняя.

И.В. Тимахова Волшебная академия Деда Мороза, или коварство Шамаханской царицы

Сценарий новогоднего праздника